Для старья закон не писан

В Мингорисполкоме и совместно с другими ведомствами разработали проект по утилизации брошенных автомобилей...

Ржавая, вросшая в землю и покрытая многолетним слоем пыли «железяка», в контурах которой едва угадываются очертания автомобиля, гордо занимает самое видное место на дворовой площадке. Спущенные колеса, выбитые фары и стекла, вывороченные внутренности. На машине, некогда радовавшей глаз своего хозяина и вызывавшей завистливые вздохи соседей, уже давно никто не ездит. Теперь за «старушкой» не ухаживают, и она сиротливо доживает свой век. Типичная картина для дворовой городской площадки. «Отказники» встречаются везде: у обочин дорог, в парках, у водоемов и даже в песочницах. Хватит! — решили в Мингорисполкоме и совместно с другими ведомствами разработали проект по утилизации брошенных автомобилей. Документ уже находится на рассмотрении Совмина.


Экстрим нашего двора


Минская улица Прушинских. Обычная панельная девятиэтажка. С одной стороны — жилая застройка, с другой — зеленая зона и дорога. У обочины аккуратно припаркованы завеянные снегом машины. Их хозяева, видимо, зимой редко пользуются личным авто. Среди прочего транспорта выделяется небольшой автобус, который буквально утопает в сугробе. Эта головная боль дорожников не только портит внешний вид дорог, но и мешает сгребать снег с проезжей части. Сколько ни просили убрать владельца свое транспортное средство — все бесполезно. Хозяин «кормит завтраками»: сегодня не получается, вот послезавтра точно все сделаю! И так более года. В конце концов дорожники пошли на радикальные шаги: арендовали эвакуатор и перевезли нерабочий автобус в другое место.


— По номеру мы быстро вычислили владельца, — уточняет Игорь Сахарный, главный инженер УП «Ремавтодор» Ленинского района Минска. — Выяснилось, что автобус, который числится за одной из строительных фирм, уже давно находится в нерабочем состоянии. Однако владелец не спешил эвакуировать транспорт, пришлось помочь.


Ненужный автобус дорожники отвезли в... «поле». Куда именно, не признались. Говорят, по крайней мере, там он никому не будет мешать.


Капли в море


Каждый день по дороге на работу наблюдаю одну и ту же картину: возле пятиэтажного дома припаркован неприглядный старый «Москвич» с вмятиной на крыше. «Раритет», некогда служивший своим хозяевам, сейчас никому не нужен. Теперь машина создает только проблемы: загораживает выезд, занимает место. Убирать его, видимо, никто и не думает. Но ведь избавиться от него не так сложно, как многие думают.


Шаг первый. Прийти в ГАИ с техпаспортом и регистрационными знаками. Написать заявление и заплатить... 700 рублей за компьютерные услуги. Машину снимут с учета, а владельцу вернут разрезанный техпаспорт. Саму машину, кстати, везти в ГАИ не нужно.


Шаг второй. Прийти в ЖЭС и попросить эвакуировать машину. Правда, в таком случае небольшие деньги, полученные за утилизацию, останутся у коммунальников.


— В теории все просто, а на практике мы сталкиваемся с многими проблемами, — пожимает плечами Маргарита Язинская, начальник отдела благоустройства, санитарного содержания и работы с населением ГО «Минское городское жилищное хозяйство». — Сложность, когда нельзя установить собственника брошенного автомобиля. Тогда обращаемся в суд, чтобы признать машину бесхозной и обратить ее в коммунальную собственность. В 2010 году в суд направили 17 исков. И все выиграли. Но ведь пройдет как минимум полгода, прежде чем автомобиль признают бесхозным!


Понятно, что нельзя за один день признать машину ничейной. А вдруг владелец авто заболел и лежит в больнице? А ребятишки шутки ради сняли номера. Вернется старик домой, а автомобиль, пусть и не совсем приглядного вида, но на котором он еще недавно ездил, уже давно пустили на металлолом. Непорядок! Поэтому машину признают бесхозной так долго. И еще что считать автохламом?


— Надо законодательно определить, что считать автохламом. И только потом решать, как заставить владельца избавиться от машины, — уверены в отделе экологического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома.


Еще одна проблема. Далеко не все владельцы хотят пускать на металлолом свои машины. Мол, а вдруг пригодятся. Здесь коммунальники беспомощны. Если только машина стоит на зеленой зоне, тогда они имеют право выписать штраф. В 2010 году составили всего 74 протокола. Капля в море.


— К сожалению, действенные рычаги воздействия на тех, кто оставляет автохлам во дворах, законодательно не закреплены, — констатирует Маргарита Язинская. — Стараемся решать вопросы мирным путем с помощью предупреждений, бесед. Даже оставляем информацию на жировках. Но чаще всего все бесполезно.


Кстати, в основном во дворах «доживают» старенькие «Жигули», «Запорожцы» и «Москвичи». Но встречаются и импортные автомобили, ввезенные в страну в начале 90–х. Но ведь автохлам небезопасен для окружающей среды!


— Брошенные машины — это источник загрязнения окружающей среды. Отработанные масла, аккумуляторы, тормозные и охлаждающие жидкости, автошины, фильтры, упаковочные материалы от этих средств, — разводит руками пресс–секретарь Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Елена Пенязь. — Многое из этого содержит ядовитые вещества. А из–за коррозии металла почва загрязняется тяжелыми металлами, например ртутью и свинцом. Оставленный на зеленой зоне автомобиль загрязняет почву в радиусе полутора километров. А если его выбросили в водоем! Из–за ядовитых жидкостей вода становится отравленной! Поэтому мы сразу же поддержали новый проект утилизации старых автомобилей и внесли свои рекомендации.


Выход есть


Только в Минске сегодня 630 тысяч машин, и каждый год автопарк пополняется примерно 30 тысячами личных автомобилей. В горисполкоме озадачены: парковок, которые постоянно строятся, все равно не хватает, а что будет дальше?


— Автохлам — давняя головная боль городских служб, — утверждает начальник контрольно–аналитического управления Мингорисполкома Анатолий Филатов. — Ежегодно эвакуируем около 2 тысяч машин, но этого мало. В будущем нужно ежегодно убирать 20 — 30 тысяч ненужных автомобилей с дворов и улиц. Но для этого нужен законодательный акт по утилизации старых машин. Проект нормативного документа по инициативе Мингорисполкома уже подготовлен. В его составлении принимали участие многие ведомства: МВД, Минприроды, Минэкономики, Минторг. Сейчас документ находится в Совмине.


Читаю пилотный вариант документа. Что предлагают специалисты, разрабатывавшие его? Во–первых, ввести ответственность автовладельцев за транспортные средства, которые уже не эксплуатируются. Каждый должен отвечать за свое имущество, оставленное в неположенном месте. Нарушителей предлагают наказывать рублем. Теперь хозяин автохлама дважды подумает, оставить «железяку» во дворе или все–таки утилизировать. Во–вторых, документ предполагает, что производители и продавцы автомобилей при желании покупателя будут обязаны взять в зачет нового авто старое. Что ж, неплохо. Этот пункт, пожалуй, понравится многим. Пункт третий. Автомобиль, владелец которого более 6 месяцев не проходил техосмотр, должен быть эвакуирован на специальные стоянки. Эти парковки будут специально созданы для «отказников». Правда, перед тем как отгонять машину на временную парковку, хозяина известят о планируемой эвакуации его имущества. Месяц молчания — и машина на стоянке. Если же владелец в течение 3 месяцев, которые авто простоит на парковке, не объявится, машина станет государственной собственностью. А если хозяин все–таки даст о себе знать, заплатит деньги не только за эвакуацию, но и за стоянку.


Планов много. Теперь дело за Совмином, который может принять проект, а может отправить на доработку.


Конечно, многих волнует вопрос: помогут ли нововведения избавиться от автохлама на наших дорогах? Специалисты уверены. Ну а мы посмотрим за развитием событий.


Кстати


Уже несколько лет Мингорисполком в апреле проводит акцию по бесплатной утилизации старых автомобилей. В течение месяца минчанам, которые решаются избавиться от автохлама, достаточно обратиться в ЖЭС с заявлением. Дальше сотрудники Госавтоинспекции и коммунальных служб все сделают сами. Почему бы не провести нечто подобное и в других городах?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter