Для снятия ржавчины нужен хороший напильник

Коррупции у нас объявлена смертельная война. С этим очевидным фактом соглашаются и наши друзья, и недоброжелатели
Коррупции у нас объявлена смертельная война. С этим очевидным фактом соглашаются и наши друзья, и недоброжелатели. Системное противодействие этой ржавчине дает зримый результат. Однако победить недуг окончательно и бесповоротно вряд ли возможно. А вот предотвратить распространение заразы — вполне реально. Постоянной профилактикой. Это как чистить зубы: делаешь это регулярно дважды в день — кариес не беспокоит. Стоит забросить гигиену — прямой путь к дантисту лечиться или решать проблему радикально — болезненным удалением. В противостоянии казнокрадам, мздоимцам надо действовать на упреждение. Пресекать вероятность составления темных схем, которые только задумываются. Причем в тесном взаимодействии всех компетентных в этой сфере структур. Об этом шла речь на совещании у Президента. Актуальность темы борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями Александр Лукашенко подчеркнул так:

— Это важнейшие угрозы нашего государства. Ничего более страшного для нас сегодня нет. С другими угрозами мы справляемся и, можно сказать, успешно.

Инертность в борьбе с коррупцией недопустима, обратился Президент к участникам совещания:

— Если у вас нет внутренней убежденности, что это страшная зараза для государства и ее надо немедленно искоренять по всем направлениям, нет убежденности бороться с этим злом, или, с одной стороны, бороться, а с другой — подумывать о своих выгодах, мы никогда коррупцию не победим.

Александр Лукашенко предупредил:

— Я не побоюсь любого решительного шага и действия, в том числе если это будет касаться самых высоких должностных лиц. Предупреждаю всех присутствующих о персональной ответственности в сфере пресечения коррупции и экономических преступлений.

Но в этом деле важно не допустить кампанейщины. Работа должна вестись постоянно, целенаправленно, ежедневно. Президент четко структурировал ее основные направления.

Первое. Генеральной прокуратуре надлежит в полной мере стать координатором деятельности всех правоохранительных ведомств в вопросах борьбы с преступностью и организации противодействия коррупции:

— Время щелкать каблуками закончилось. Нужна решительная борьба с этим злом. Пока я от Генпрокуратуры этого не вижу.

Особое внимание — областному и районному звену. Президент поделился наблюдениями, которые его особенно тревожат:

— Я начинаю замечать, что у нас образовывается маленькая круговая порука на уровне районов, городов, областей. Они начинают жить по своим законам. А вы, наверное, думаете, как начинать жить по своим законам в центре. Можете управлять — управляйте всей системой, нет — значит, будем думать: или новых людей привлекать, или систему менять.

Разрозненность действий различных структур, гонка за количественными показателями, лишнее бумаготворчество — все это не идет на пользу общему делу. На что указано Генеральному прокурору Александру Конюку.

Второе. Внимание министра внутренних дел Игоря Шуневича обращено на недостатки в подчиненной ему структуре:

— Обладая самым большим потенциалом и необходимыми возможностями, ведомство заняло непонятную выжидательную позицию.

В МВД неоправданно затянулся процесс реорганизации главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Еще проблема: утратило свою организующую роль и главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. Указание министру:

— Тщательно разберитесь в сложившейся ситуации и незамедлительно примите действенные меры по исправлению ситуации. Если необходимо, то и кадровые. Ведущая служба министерства не должна отсиживаться в тени!

Третье. Александр Лукашенко констатирует низкую отдачу от деятельности финансовой милиции:

— О какой эффективности может идти речь, если, например, не принимаются необходимые меры по возвращению из–за границы валютных средств? Это не один десяток миллиардов рублей, выведенных из хозяйственного оборота страны!

Кроме того, недостаточны меры противодействия лжепредпринимательству. Причиняемый от него ущерб государству ежегодно возрастает, а количество расследованных дел — падает. Из–за такой нерасторопности контролирующих органов экономика только за прошлый год потеряла более 700 млрд. рублей.

Усугубляющий фактор:

— Правоохранительные и контрольные органы фактически «бьют по хвостам», выявляя такие структуры зачастую на заключительной стадии их преступной деятельности. Когда основная масса фиктивных сделок уже завершена и денежные средства выведены из безналичного оборота.

На проблему надо смотреть шире. Президент обратил внимание на то, что правовая оценка дается в основном действиям учредителей или директоров лжепредпринимательских структур. А почему забывают чиновников, которые зарегистрировали явно подставную фирму? Далеко не всегда устанавливаются реальные хозяева криминального бизнеса.

Четвертое. Президент распорядился пересмотреть и организацию работы департамента финансового мониторинга. Он уже доказал свою эффективность, но в основном занимается только исполнением запросов. Прогнозная, аналитическая работа из–за этого страдает. Поручение, адресованное Председателю Комитета государственного контроля Александру Якобсону:

— Проанализировать свои резервы и проработать вопросы укрепления аналитического управления департамента.

От этой работы не должен оставаться в стороне и Комитет государственной безопасности:

— С учетом специфики деятельности следует сосредоточить усилия на повышении качества мониторинга оперативной обстановки и своевременного выявления вновь формирующихся рисков, вызовов и угроз в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.

Пятое. КГК, Генпрокуратуре, Национальному центру законодательства и правовых исследований поручено проработать все вопросы правового регулирования противодействия уклонению от уплаты долгов через ложное банкротство.

Шестое. Правительству, Министерству по налогам и сборам надлежит принять меры по наведению порядка в розничном товарообороте. К этой работе должен подключиться Минторг. Именно здесь идет основная утечка в тень наличных денег. Значит, в казну не доходят налоги. И это еще одна точка пристального внимания.

Седьмое. Из поля зрения правоохранительных и контролирующих органов не должны выпадать ни одно ведомство, ни одна сфера деятельности и прежде всего затрагивающие стратегические интересы государства и представляющие наибольшую заинтересованность граждан. Поэтому Совету Министров и Комитету госконтроля поручено сосредоточиться на совершенствовании контрольно–ревизионных служб. При этом количество занятых в них чиновников возрасти не должно:

— Вопрос не в количестве, а в качестве!

Президент обратил внимание и на несколько общих, принципиальных моментов. Так, достаточно часто обсуждается так называемое право на ошибку. Но здесь надо понимать, что ошибка ошибке рознь. Ошибки должны исправляться, а преступники — наказываться. И эту грань между ошибкой и преступлением правоохранительные органы должны определять четко. Александр Лукашенко напомнил, что Генеральный прокурор и председатель Следственного комитета несут персональную ответственность за соблюдение законности при расследовании уголовных дел:

— Ни один невиновный не должен быть привлечен к ответственности. Не должно быть и выборочного, как у нас зачастую бывает, привлечения к ответственности. Мол, это свои, знакомые, даже если и нарушили что–то — ладно, закроем глаза, предупредив тихонько. А этих вот или не знаем, или слишком строптивые, давайте отвернем голову. Хочу сказать следующее: при такой попытке головы будут отвернуты тем, кто этим занимается. В основе должна лежать исключительная справедливость! Виноват — отвечай, кто бы ты ни был!

От Государственного секретаря Совета Безопасности Президент потребовал регулярного доклада по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями:

— У меня каждый месяц, может быть, квартал должен лежать на столе конкретный отчет в сравнении, кто, как и с кем боролся и какие результаты.

Задачи поставлены серьезные. И если кто–то еще думает шалить — стоит перед этим крепко поразмышлять. Может очень дорого выйти.

Прямая речь

Министр по налогам и сборам Владимир Полуян:

— Согласно статистическим данным, у нас в стране теневая экономика составляет 8 — 10 процентов от ВВП. От этих процентов мы должны максимально забрать ту часть, которая положена бюджету, чтобы деньги работали для всего общества. Правда, в эти проценты включены и доходы от приусадебных хозяйств граждан, реализации личного имущества. Поэтому, естественно, тут не надо говорить, что это слишком большая сумма для нашей страны. Она значительно меньше, если отбросить эти доходы.

Генеральный прокурор Александр Конюк:

— Мы ратуем за то, чтобы вводился элемент электронных закупок. Это прозрачная схема. Она позволит избежать коррупционных рисков. Но люди не хотят этого делать, всячески сопротивляются и тому же электронному правительству, и электронным торгам, потому что есть заинтересованность... Как только торги вводятся, мы сразу экономим 15% госбюджета. Но не все в этом заинтересованы. Прокуратура вместе с МВД и КГК будет добиваться четкого и неуклонного введения электронных торгов.

Советская Белоруссия №142 (24279).Пятница, 2 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter