Эксклюзивное интервью с председателем концерна «Белгоспищепром» Александром ЗАБЕЛЛО

«Для пятого сахарного завода свеклы не наберемся»

ПОКУПАТЕЛЬ сегодня очень внимательно относится к товарам, которые приобретает. Особенно продукты питания. Во главе угла — натуральность, экологичность, безопасность. По такому принципу стараются работать и предприятия концерна «Белгоспищепром». С какими проблемами они сталкиваются? Как выстраиваются отношения с торговыми сетями? Почему в убытках старейший сахарный завод? Эти и другие темы — в эксклюзивном интервью «СГ» с председателем концерна «Белгоспищепром» Александром ЗАБЕЛЛО.


— Александр Леонидович! Сейчас проходит масштабная модернизация предприятий концерна. Главный упор — на привлечение иностранных кредитных линий и прямых инвестиций. Какие объекты сегодня под особым вниманием?

— Замечу, что модернизацию мы начали еще в 2010 году. За последние два года объем инвестиций 2,9 триллиона рублей. Многие проекты уже в стадии завершения. Правда, непростая финансовая ситуация у нас, да и у соседей, заставила скорректировать планы. Новых объектов не начинаем, средства вкладываем туда, где высокая стадия готовности. Самые масштабные изменения – в сахарной отрасли. Надо бы еще перерабатывать в сутки до 42 тысяч тонн свеклы. Это позволит выйти на оптимальные сроки работы с сырьем — 120 дней. Из-за их несоблюдения пока есть потери.

— Вероятно, с завершением модернизации пятый сахарный завод уже не понадобится? Слишком много разговоров вокруг него в последнее время.

— Да, копий вокруг строительства сломано немало. Но надо иметь в виду, что это очень дорогой объект. По самым скромным подсчетам, понадобится не менее 500 миллионов долларов. А ведь еще необходимо сырье. Найти сейчас дополнительно миллион сто тысяч тонн сахарной свеклы — большая проблема. В республике и так обрабатывается каждый клочок земли. Где же разместить новые сырьевые зоны?  Да и земля нужна соответствующая. Это у нас готовят сводки, сколько собираем центнеров корнеплодов с гектара. А в Европе считают выход сахара с гектара. То есть качественные показатели.  В последние годы именно на них основное внимание. 

Скажем, сейчас перед посевной сахарные заводы закупают семена для хозяйств своей сырьевой зоны. Делают это только по рекомендациям ученых. Помогаем и техникой, топливом, удобрениями, средствами защиты. То же самое и с уборкой. На каждом заводе есть свои механизированные отряды.

— Видимо, такой опыт оправдывает себя?

— Несомненно. Теперь в сырьевых зонах наших предприятий выращивается рапс, пивоваренный ячмень, да и продукция для многих консервных заводов. Особенно там, где производят детское питание. Создана сырьевая зона в ОАО «Машпищепрод». К предприятию присоединено сельхозпредприятие «Дукора-Агро» Пуховичского района. Такие же хозяйства появились у клецкого ОАО «Гамма вкуса», Витебского плодоовощного комбината.

— В стороне не остались и зарубежные инвесторы…

— Можно сказать, у нас с ними открытый диалог. Мы видим, что привлечение иностранных инвестиций — это источник новых технологий, управленческих решений, да и новые рынки для белорусской продукции. Уже заключено два инвестдоговора на реализацию проектов по строительству дрожжевого завода в Слуцком районе и логистического центра концерна. Общий объем инвестиций — более 80 миллионов долларов.

— Какая отрасль из тех, что входят в структуру концерна, наиболее успешна?

— Все, конечно, весьма относительно. Но считаю, что достаточно динамично развивается сахарная отрасль. Наверняка можно назвать в числе лидеров Гродненскую табачную фабрику. Хотя рынок этого сегмента достаточно плотный, много сделано по продвижению продукции на экспорт. А ведь раньше мы вообще ее за рубеж не поставляли. И здесь помогла модернизация. Теперь работаем по лицензионным контрактам с мировыми лидерами по производству табачных изделий. Мы сумели выдержать их высокие стандарты. То же самое с кондитерскими изделиями, детским питанием. Но в сказки у нас не верят. Чтобы снизить себестоимость, надо чем-то жертвовать. Только не качеством. А модернизация — это новые, современные технологии. Без них не обойтись.

— Александр Леонидович! Вы назвали в числе самых успешных сахарную отрасль. Но как объяснить, что в список двадцати самых убыточных предприятий страны по итогам 2014 года попал Скидельский сахарный комбинат?

— Замечу, что в топ самых прибыльных тоже есть наши предприятия. У Скидельского сахарного очень высокая финансовая нагрузка в связи с глубокой модернизацией. Она жизненно важна, ведь это старейший завод отрасли. Доля кредитов в объеме инвестиций доходит до 80 процентов. А в прошлом году дополнительным бременем повисли еще большие курсовые разницы. Они значительно ухудшили экономику комбината. В этом году осталось вложить порядка ста миллиардов рублей инвестиций, чтобы завершить основную часть проекта. Затем модернизацию приостановим, разберемся с кредитами и до 2020-го завершим все работы. Так сказать, остановка перед рывком.

— Успешно прошла продажа акций Минского завода игристых вин. А вот  аналогичный проект народного IPO на Гомельском жировом комбинате, можно сказать, провалился. 

— Даже отрицательный результат имеет свои положительные стороны. К тому же не согласен, что торги были неудачными. Все-таки привлечено около 500 миллионов рублей. А вообще, этот проект умышленно отодвинули на год. На предприятии шла масштабная организация, вкладывались солидные средства, и мы не могли по заниженной цене отдать современный комбинат. Может, этого кому-то и хотелось. Естественно, после завершения модернизации стоимость активов возросла, как и стоимость самих акций. Кроме того, от участия в проекте из-за нестабильной политической и экономической ситуации отказался ряд российских и украинских инвесторов. Тем не менее было продано около 23 тысяч акций. Их владельцами стали почти 200 человек. Это значит, что у наших людей меняется отношение к ценным бумагам и к перспективному рынку. Вне всякого сомнения, это положительный момент.

— Очень большой кредитный портфель у ОАО «Криница». Предприятие завязло в долгах, и пока света в конце тоннеля не видно. В свое время немало говорилось о приватизации «Криницы». Как обстоят дела на данный момент?

— Может быть, эти разговоры и мешали нормальному развитию предприятия. Было несколько инвесторов, но после кризисных явлений в мировой экономике у них пропал интерес. Есть и наша доля вины. За это  подверглись абсолютно справедливой критике Главы государства.

На 1 января 2015 года задолженность по краткосрочным и долгосрочным кредитным обязательствам немногим более 347 миллиардов рублей. Несколько меньше, чем год назад, но сумма конечно солидная. Продавать предприятие с убытками, естественно, нет резона. Понятно, что рыночная цена будет невысокая. Поэтому «Кринице» сейчас самое пристальное внимание. Результаты уже есть. Серьезно сократили убытки, наработали новые адреса поставок, увеличили свою долю на внутреннем рынке. Но и здесь необходима модернизация. Надо привлечь не менее миллиона евро.

— До сих пор основным потребителем продукции Белгоспищепрома остается Россия. Более 300 миллионов долларов от поставок в прошлом году. Если говорить о диверсификации рынков, в какую сторону смотрит сейчас концерн?

— Потенциально емкий азиатский рынок. Буквально в ближайшие дни готовы подписать контракты с Кореей, Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей. Большие перспективы с Израилем. Здесь пользуется популярностью наше рапсовое масло. 0,9 евро за литровую бутылку — вполне приемлемая цена.

Кстати, в прошлом году сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 107,5 миллиона долларов. При этом объем экспорта немногим более 565 миллионов. Но в связи с нестабильностью цен на основных рынках сбыта не выполнен показатель по соотношению экспорта товаров к объему производства. Только 29,4 процента.

На 113 тысяч тонн сократились поставки сахара. А это один из основных видов экспорта.  По разным объективным и субъективным причинам уменьшились объемы продаж табачных изделий, жома свекловичного. Из-за девальвации российского рубля концерном недополучено около 50 миллионов долларов валютной выручки. 

К сожалению, упали темпы экспорта в Норвегию, Монголию, Кыргызстан, Молдову. Но потери компенсируем на новых рынках сбыта. Так, в Гонконг начали отправлять табачные изделия, на Кипр – соль, в Нигерию — водку и ликеро-водочную продукцию. Свекловичный жом пошел в Данию, Латвию, Литву, Марокко, Нидерланды.

— В республике колоссальные запасы солевого раствора. Здесь, вероятно, тоже простор для действий?

— ОАО «Мозырьсоль» сейчас выпускает 400 тысяч тонн продукта. Предприятию за 30 лет, оборудование изношено. Нужны инвестиции. Хотели выкупить долю акций россияне. Но мы не согласились с их предложениями. У завода достаточно собственных средств, и он сам в состоянии обслуживать инвесткредиты. Тем более что здесь сумели сохранить традиционные адреса рынка сбыта поваренной соли. Замечу, что в той же России предприятие занимает более 50 процентов рынка поваренной соли. По подсчетам, наших запасов еще хватит на 60—70 лет работы. Так что стоит задача после проведения модернизации увеличить выпуск до 480 тысяч тонн в год. Соленый продукт дает неплохую прибыль.

— На внутреннем рынке вырисовываются сразу две проблемы: дебиторская задолженность за отгруженную продукцию и отношения с торговыми сетями…

— Больной вопрос. Несвоевременные расчеты организаций торговли крайне негативно влияют на финансовое состояние организаций концерна. На 1 января задолженность около 3,5 триллиона рублей. В том числе просроченная 780,4 миллиарда.

Самая неблагоприятная ситуация по расчетам у предприятий алкогольной и кондитерской отраслей с организациями потребкооперации. Рост просроченной дебиторской задолженности за 2014 год почти 45 миллиардов рублей. В первые месяцы 2015 года положение еще более усугубилось. На 1 февраля среди должников сеть магазинов «Евроопт», торговая сеть «Рублевский», ОО «НТС». А со складскими запасами больших проблем не вижу. Стараемся производить, сколько сможем продать. По некоторым видам продукции хотелось бы иметь и большие запасы. По той же соли, сахару.

— В этом году гомельская кондитерская фабрика «Спартак» прорабатывает в США необычный проект с Национальной хоккейной лигой. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

— Да, сейчас идут переговоры по выпуску нашей лицензионной продукции. Это батончики и мелкоштучный шоколад с символикой команд НХЛ. Необходимые образцы уже отправлены за океан. Думаю, что получится. Качество отечественных изделий уже сумели по достоинству оценить в самых разных странах мира.

— Спасибо, Александр Леонидович.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter