Для повышения устойчивости госзакупок к внешним вызовам: что может поменяться в постановлении Совмина № 395

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Совмина, которым предусмотрена корректировка постановления Правительства от 15 июня 2019 года № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».


В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли ввели в курс дела. Так, сегодня с учетом геополитической и экономической ситуации, вводимых санкций, роста курса валют, роста цен на товары, работы, услуги и закрытия границ становится фактически невозможным исполнение поставщиками, подрядчиками, исполнителями договоров государственных закупок на условиях, предложенных ими ранее в процедуре государственной закупки. Это влечет необходимость расторжения таких договоров и проведения новых процедур закупок. При этом в рамках проводимых сейчас процедур потенциальные участники отказываются от подачи своих предложений для участия в конкурентных процедурах закупок в связи с неготовностью фиксировать цены на длительный срок. Как правило, конкурентная процедура проводится не менее месяца.

– В проекте постановления заложен ряд мер, которые будут способствовать повышению устойчивости системы государственных закупок к внешним вызовам, обеспечению бесперебойной поставки необходимых товаров, работ, услуг. Это будет влиять на обеспечение национальной безопасности. Принятие постановления также позволит минимизировать убытки поставщикам, подрядчикам и исполнителям, – пояснили необходимость принятия изменений в пресс-службе МАРТ.

В частности, предлагается повысить ценовые пороги для проведения процедуры запроса ценовых предложений до 2000 базовых величин вместо 1000 по товарам и до 5000 базовых величин вместо 3000 по работам, услугам. Благодаря этому сократятся сроки проведения процедур. Например, для запроса ценовых предложений срок – 5 рабочих дней, в то время как для конкурса или аукциона – не менее 15 календарных дней. При этом с учетом действующего законодательства у заказчиков и организаторов будет право проведения электронного аукциона или запроса ценовых предложений на свое усмотрение.

Также в документе корректируются случаи, когда допускается изменение условий договора госзакупки в части объемов и цены. Так, в части изменения объема или количества товаров, работ, услуг предлагается допустить их уменьшение без ограничения в случае утраты потребности в их приобретении. Сейчас уменьшение объема возможно не более чем на 10 процентов. При этом в случае утраты необходимости стороны вынуждены расторгать в целом договор. То есть последствия фактически такие же, но механизм их реализации затруднен.

При этом когда в договоре несколько товарных позиций, а отпала необходимость в одной, то заказчик фактически вынужден для освобождения средств отказываться от всего договора.

– Также предлагается допустить увеличение объема или количества товаров, работ, услуг на 15 процентов вместо 10 процентов, а по договорам, заключенным по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пунктами 1, 4, 11, 12 и 58 Закона от 13 июля 2012 года № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», без ограничения. При закупках, согласно этим пунктам, поставщик фактически уже определен законодательством, что делает нецелесообразным проведение новой процедуры госзакупки. При закупке по пункту 58 приложения к закону, когда цены фиксированные, установлены законодательством, также отсутствует целесообразность новой процедуры, – обратили внимание на нюансы в МАРТ. – Кроме того, учитывая нестабильную экономическую ситуацию на мировых рынках, а также объективный рост цен, предлагается в 2022 году разрешить изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых, используемых при выполнении работ, оказании услуг товаров, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Одновременно предлагается установить такую возможность не по всем группам товаров, а только в отношении наиболее социально значимых: лекарственных средств, лечебного питания, медицинских изделий, запчастей к ним, продуктов питания. При принятии предлагаемых проектом постановления положений решение об изменении условий договора государственной закупки будет приниматься по соглашению сторон при наличии на то оснований либо обстоятельств непреодолимой силы. Одновременно уточняется, что размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом.

В документе предусматривается дополнительное основание для закупки из одного источника продуктов питания. Поставщики будут выбираться в рамках изучения конъюнктуры рынка. При этом для недопуска к таким закупкам недобросовестных поставщиков устанавливается дополнительное требование к участникам процедур закупок продуктов питания – требование об опыте работы не менее одного года.

Свои замечания и предложения можно высказать на Правовом форуме Беларуси с 18 по 28 марта 2022 года.

Фото: архив БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter