Как рассматривать эффективность инновационных проектов

Для пользы общего дела

Эффективность инновационных проектов логично рассматривать через их мультипликативный эффект для других отраслей и экономики в целом

Мировой опыт показывает, что средняя добавленная стоимость на одного занятого в экономике не только представляет собой один из основных экономических индикаторов, но и может являться, как сейчас модно говорить, своеобразным индексом таргетирования, характеризующим эффективность процесса модернизации белорусской экономики. А если мы хотим создать конкурентную на мировых рынках экономику — необходимо увеличить в среднесрочной перспективе данный показатель практически на порядок, достигнув уровня ведущих экономик.

Производительность равна доходности

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА
Белорусская экономическая наука, сохранившая советские традиции, трактует добавленную стоимость на одного занятого как часть стоимости товаров (работ, услуг), созданную непосредственно субъектом хозяйствования. Она представляет собой разницу между выручкой от продажи товаров (работ и услуг), стоимостью материалов и полуфабрикатов, затраченных на их производство. Различают валовую и чистую добавленную стоимость. Первая — это разница между стоимостью произведенных товаров и промежуточным потреблением. Вторая определяется, как правило, по ценам производителей. Чистая добавленная стоимость — это разница между валовой добавленной стоимостью и стоимостью потребленного основного капитала (т.е. величиной начисленной амортизации по объектам основных фондов). Она отражает вновь созданную в процессе производства стоимость.

Показатель экономической добавленной стоимости (economic value added — EVA) используется и в зарубежной литературе. Он представляет сумму прибыли от обычной деятельности за вычетом уплаченных налогов и инвестированного капитала (пассив баланса), умноженную на средневзвешенную цену капитала.

Если показатель EVA меньше нуля, рыночная стоимость предприятия уменьшается, а собственники теряют вложенный капитал. Равен нулю — рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов и выигрыш собственника при вложении в данное предприятие также равен нулю. Положительное значение EVA говорит о приросте капитализации предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в компанию. Основная идея и смысл EVA в том, что капитал фирмы должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую собственником на вложенный капитал.

Управление через математику

Система управления с использованием EVA основывается на математической формуле этого показателя. С помощью выделения составляющих формулы (чистой операционной прибыли после уплаты налогов и стоимости капитала) появляется возможность построить дерево целей компании и распределить ответственность за их достижение. Концепция EVA учитывает такие расходы, как вложения в ­НИОКР, обучение персонала, инвестиции в создание и продвижение торговой марки, реорганизацию бизнеса. При этом используются специальные корректировки капитала компании, позволяющие EVA учитывать ее полную капитализацию.

Несмотря на положительный опыт применения за рубежом EVA с целью оценки эффективности «работы» капитала, этот показатель не нашел широкого употребления в отечественной практике. Основная причина — сложность его использования в чистом виде в условиях нашей налоговой и статистической отчетности. Но поскольку основным критерием отнесения проекта к инновационному является его потенциальная возможность генерировать значительные объемы добавленной стоимости (что резко увеличивает капитализацию предприятия), только применение EVA в качестве критериального показателя может наиболее достоверно провести не только сравнительную оценку разного уровня инвестиционных проектов, но и осуществить их аудит в процессе реализации.

Между тем сравнительная оценка эффективности инноваций необходима не только для отбора наилучшего варианта из числа возможных инвестиционных проектов, но и для определения его влияния на экономические показатели конкретной отрасли, а в условиях Беларуси — и экономики в целом. Именно поэтому для оценки эффективности инноваций должна использоваться система показателей, а не один из них, как бы ни был он богат по экономическому содержанию.

И в этом случае добавленная стоимость уже не может быть универсальным показателем комплексной эффективности, которая зависит от целого ряда иных факторов, включая неэффективность управления предприятием, неспособность реализовывать инновации на практике, действия конкурентов и т.п. А поскольку это скорее качественные факторы, а не количественные, а добавленная стоимость — сугубо количественный показатель, при оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую норму доходности (полезного результата), которую возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и ее прирост по сравнению с аналогом. Выполнение этого требования означает, что при технико-экономическом обосновании выбора наилучшего варианта инноваций следует исходить как из теории абсолютной эффективности, так и сравнительной оценки эффективности. Базируясь на теории сравнительной эффективности, можно отобрать наилучший вариант из числа возможных, а только после этого представляется целесообразным проводить расчет оценочных показателей абсолютной эффективности инноваций. Такой подход находит выражение в определении эффекта как разности между доходами и затратами от реализации наиболее эффективного варианта. 

Инновационность через эффективность

Именно поэтому при разработке методики оценки инновационности целесообразно обратиться к методике расчета так называемого мультипликативного эффекта. Суть эффекта мультипликатора можно сформулировать следующим образом: при правильно выбранных точках роста воздействие на отдельные компоненты этих видов деятельности (отраслей) приводит к масштабному увеличению величины дохода на уровне отрасли и национальной экономики в целом. Причем большая величина отдельного мультипликатора отнюдь не тождественна высокому мультипликативному эффекту. А это означает, что вид деятельности, обладающий более высоким коэффициентом мультипликатора и при этом обеспечивающий даже меньший прирост добавленной стоимости в своем сегменте по сравнению с иными, более «доходными» функциями, представляет для государственного регулирования значительно большую значимость не только с позиции эффективности расходования бюджетных средств, но и в целом достижимости поставленных целей. 

В заключение хотелось бы посоветовать профильным министерствам и организациям не искать простых рецептов в решении стоящих перед страной судьбоносных задач путем простого заимствования рецептов западных консультантов по так называемому «структурному реформированию экономики», а наконец-то разработать проактивную, адекватную реалиям комплексную стратегию трансформирования национальной экономики, подкрепленную соответствующими инструментариями и планом мероприятий.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter