Для патрициев и плебеев

По такому принципу делит российское высшее образование «двухуровневая система»Вопрос, на который я долго не находила ответа: почему каждая инициатива или законопроект Минобрнауки почти всегда направлен на упрощение, деградацию, примитивизацию отечественной системы образования? Почему под лозунгами «унификации» и «конкурентоспособности» из него выдавливаются глубина, энциклопедичность, творчество, умение мыслить?

Бакалавры, магистры и… их лоббисты
Сюда я отношу и закон об автономных учреждениях, который приведет к приватизации и коммерциализации высшей школы, и уменьшение бюджетных мест в вузах, и закрытие сельских школ, и сокращение преподавания русского языка и литературы. И, конечно, Единый госэкзамен – эта, с одной стороны, кормушка для чиновников, с другой – средство оглупления подрастающего поколения. Способ выращивать из него иванов, не помнящих родства.
И вот новая, если хотите, диверсия – «двухуровневая система», с которой недавно министр
А.Фурсенко имел честь нас познакомить. Согласно этому «великому почину», отныне высшее образование расчленяется на две ступени. Первая – «бакалавриат» со сроком обучения 3-4 года в зависимости от специальности. Вторая – двухлетняя «магистратура» либо подготовка «специалиста» в течение 5 лет.
Прием на обучение в вузы по программам «бакалавриат» и «специалист» останется традиционным. А вот зачисление в «магистратуру» станет возможным только после получения степени «бакалавра». В аспирантуру будут принимать только «магистров» или «специалистов».

«После консультаций с бизнесом…»
Слушала я министра и не могла понять одного: зачем? Для чего, во имя каких высших целей и ценностей ломается лучшая в мире система высшего образования? Разговоры об «общеевропейских стандартах», «путешествии наших студентов из Москвы в Сорбонну», «вхождении в Болонский процесс» – это все от лукавого. Кто доказал ущербность или неполноценность выпускников наших вузов? Никто! Наоборот, на Западе и в США они в большой цене в силу своей универсальности, способности быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, принимать оптимальные решения и решать самые сложные задачи.
Наша высшая школа никогда не готовила узкого специалиста, она всегда формировала человека. Личность. Патриота и гражданина. Профессиональные знания и навыки у нас никогда не рассматривались отдельно от человеческих качеств.
Задала я этот вопрос и самому г-ну Фурсенко. И когда в десятый раз услышала из его уст слова «потребности рынка», «совместная работа с бизнесом», «наши консультации с Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)», наконец, кое-что уразумела. Министерская «расчлененка» – все тот же курс на деление наших детей на «белую кость» и «черную». На приспособление вузов страны к запросам олигархов, привязку к сырьевому сектору экономики, которая, по сути, давно стала колониальной.
Казалось бы, действующий закон «Об образовании» предусматривает и «бакалавриат», и «магистратуру». Но они не навязываются в обязательном порядке. Теперь количество и специализацию «магистров» и «бакалавров»  вузам будут диктовать из Белого дома и «профсоюза олигархов», как еще называют  РСПП.
Уже сегодня не скрывается, что «магистратура» станет в основном платной. Ее диплом получат отпрыски состоятельных родителей, которым место под солнцем и без того обеспечено. Детям из семей рабочих и служащих уготована участь бакалавров-недоучек, которым после окончания учебы придется также мыкаться в поисках работы. К тому же «магистратуры» смогут иметь только столичные вузы, которые и будут устраивать жесткий конкурс. В результате система высшего образования окончательно разделится по принципу «для патрициев» и «плебеев».
Один из мифов насильственно насаждаемого ЕГЭ заключался в том, что «любой мальчик из далекого аймака сможет поступить в любой столичный институт». Нынешним летом МГУ и многие московские вузы отказались принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Другие ввели такие высокие шкалы пересчета, что «пятерка» в периферийной школе стала у них «двойкой». Оттого и не смогли поступить в институты Москвы тысячи талантливых ребят из простых семей. С введением «двухуровневой системы» они окончательно отделяются от полноценного высшего образования еще и высоченным денежным забором.
Я убеждена: введение «двух-уровневой системы» нанесет сокрушительный удар по фундаментальности отечественного высшего образования. Ставка на «бакалавров» приведет к катастрофическому снижению уровня подготовки специалистов. Страна будет получать не высококвалифицированных врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов, не экономистов, а бухгалтеров и т.д.

Курсом отупления
А как вузовская общественность встретила очередную разрушительную новацию г-на Фурсенко? Эксперты утверждают: почти 80 процентов российских вузов настроено против внедрения «европейской системы образования». Многие преподаватели удивляются: почему образцом для подражания выбрана именно Западная Европа? Удивляются и в самой Европе: зачем вы ломаете свою годами сложившуюся отличную систему образования?
Против введения системы двухуровневого образования в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий.
– Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила представителям СМИ пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему «бакалавриат» – «магистратура» будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов.
А вот мнение президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук профессора Сергея Комкова:
 – К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто привечать не собирается. Начать с того, что у нас с европейцами не согласованы образовательные стандарты и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их «мобильности», «возможности обучаться в сорбоннах» – всего лишь розовые мечты чиновников, вполне, может быть, даже хорошо проплаченные.
В общем, анализируя деятельность выпускника Гарвардского университета г-на Фурсенко на посту министра, все отчетливее видишь: систему высшего образования он рассматривает исключительно как конвейер по подготовке узких специалистов, необходимых для сиюминутных потребностей нашего «бандитского капитализма». Идеальный выпускник вуза понимается им и его «партнерами из бизнеса» как своего рода киборг (кибернетический организм). Как бессловесное приложение к станку, нефтяной вышке, трубе, компьютеру, способное лишь «квалифицированно выполнить свою функцию». Остальные специальности, в том числе и гуманитарные,  – для них балласт.
И неудивительно, что разгром высшей школы происходит под флагом национального проекта «Образование». «Герострат» Фурсенко в тоге «реформатора» – это ли не горькая ирония наших дней?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter