Для оздоровления отечественных предприятий необходимо сохранить поддержку реального сектора экономики

Так считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации кандидат экономических наук Георгий ГРИЦ.

В живом организме экономики важна работа каждого предприятия. От его эффективности зависят пополнение бюджета, повышение уровня зарплат и пенсий. Каким образом в Беларуси можно оздоровить отечественные предприятия, повысить их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке? В поисках рецепта решения этих проблем мы обратились к заместителю председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации кандидату экономических наук Георгию ГРИЦУ.

— По каким приоритетным направлениям необходимо проводить оздоровление отечественных предприятий?

— Наша модель развития себя хорошо зарекомендовала. Беларусь — один из лидеров СНГ по росту ВВП, включая долю реального сектора экономики в его структуре, наш экспортный потенциал на душу населения один из самых высоких на постсоветском пространстве. Другое дело, что в ситуации, когда наши соседи переходят на новый формат конкурентных отношений в рамках вхождения во Всемирную торговую организацию, нам также необходимо вносить коррективы в экономический курс.

И если сегодня мы говорим о формировании долгосрочной стратегии устойчивого развития в новых условиях функционирования ЕЭП, наше государство должно и по-новому выстраивать свою промышленную политику. Начинать необходимо с определения собственных стратегических приоритетов, но при этом не следует слепо копировать другие страны, а исходить нужно из наших реалий, учитывать наш интеллектуальный, технологический и финансовый потенциал.

Сейчас важен вопрос не степени, а формы и эффективности государственного участия в экономике. Дело в том, что в условиях нынешнего глобального кризиса роль государства объективно возрастает, потому что во всем мире в условиях открытости рынков конкурентная борьба за ресурсы и рынки идет не столько между частными фирмами сколько между государствами, а часто и между региональными союзами. В этом смысле повышение эффективности участия государства в судьбе белорусской экономики стоит очень остро.

Например, в последнее время много говорят о перспективности развития отечественной фармацевтики. Ниша действительно перспективная. Однако необходимо четко осознавать, что при формировании перспективных направлений, а в последнее время мы слышим такое понятие как кластеры, они должны быть однозначно конкурентны не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Для этого необходимы значительные инвестиции. В то же время только в США, которые являются одним из мировых лидеров в этой области, ежегодно на исследовательские работы по разработке новых видов лекарственных препаратов в виде грантов тратят до пяти миллиардов долларов США ежегодно. Готовы ли мы идти на сопоставимые расходы? Это же касается и таких сфер, как космические исследования, био- и нанотехнологии и целого ряда других так называемых пятого-шестого уровней технологических укладов. Все это — очень дорогое удовольствие.

Но я хочу успокоить наших ученых и производственников, которые работают в этих направлениях, — их труд крайне важен и необходим. Другое дело, что при организации производственного и, главное, сбытового процессов акцент необходимо делать на поиске стратегического инвестора. 

Еще раз повторюсь, здесь очень важно не ошибиться в выборе объекта инвестиций, иначе государственные средства будут использованы неэффективно. Зарубежный опыт успешных стран свидетельствует о том, что выбор приоритетов может происходить как “сверху” от государства, так и “снизу” от бизнеса. Однако, как показывает жизнь, формирование приоритетов “снизу” более эффективно. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем проще определить инструменты их реализации и оценить полученный эффект.

— Давайте вернемся на уровень предприятия... Какие основные “лекарства и процедуры” следует рекомендовать предприятиям, уже оказавшимся в сложном финансовом состоянии?

— Во-первых, еще на этапе формирования производственного плана необходимо вспомнить, чем отличается маркетинг от сбыта. Если первичен маркетинг, то руководитель выпускает продукцию, на которую уже существует сегодня спрос на рынке или завтра появится. А при акценте на сбытовую политику руководитель озабочен тем, как продать продукцию, которая уже была произведена. К сожалению, у нас доминирует именно второй тип руководителей.

В условиях рынка практически любое предприятие может оказаться в сложном финансовом положении. Причем это не всегда является следствием неэффективного менеджмента. В наших реалиях резкие колебания курсов валют, административное вмешательство государства, изменение внешней конъюнктуры в условиях глобального кризиса могут поставить и успешно работающее предприятие на грань банкротства.

Именно поэтому, на мой взгляд, основные меры для восстановления платежеспособности предприятия можно разделить на две группы: во-первых, мобилизация и эффективность расходования внутренних резервов предприятия, во-вторых, поиск внешних источников финансирования, включая привлечение внешних займов и кредитов, привлечение новых партнеров или стратегического инвестора.
И тут важно отметить, что сама процедура оздоровления, или санация, предприятия должна иметь ограниченные временные рамки. Такие меры могут привести к двум результатам. Или цель санации достигнута и восстановлена платежеспособность предприятия. Если же предприятию не удалось преодолеть возникшие проблемы и все предпринятые меры не дали положительного результата, то в дальнейшем речь идет об ликвидации данного производства.

Кстати, следует отметить, что в текущем месяце Палатой представителей во втором чтении одобрен новый законопроект “Об экономической несостоятельности (банкротстве)”. В нем много внимания уделено досудебному оздоровлению, придается новый статус комиссиям по предупреждению банкротства при органах госуправления, достаточно детально проработаны вопросы, связанные с защитным периодом.

— Какая “диета”, в том числе в социальной сфере, может быть полезна для отечественных предприятий? От чего ни в коем случае нельзя отказываться?

— Вопрос уменьшения социальной нагрузки на предприятия очень непростой и неоднозначный. Многие наши люди еще живут иллюзиями советского времени. В определении “рыночная социально ориентированная экономика” многие ставят слово “рыночная” на последнее место. Но ответственность, а часто и вину за свое низкое материальное благосостояние возлагают на администрацию предприятия и даже государство в целом.

Поэтому и возникает конфликт интересов, в основе которого лежит старое и новое мировоззрение. С одной стороны, необходимо радикально сокращать так называемые непрофильные активы (детские лагеря, заводские поликлиники, дома отдыха, сельхозпредприятия), оптимизировать (а в большинстве случаев — сокращать) численность работников. Но, с другой стороны, наша экономическая модель нацелена на обеспечение потребностей рядовых граждан. Поэтому решать эту дилемму необходимо взвешенно. Универсального рецепта нет. Нужно учитывать специфику каждого конкретного предприятия, организации.

К тому же нам необходимо понимать, что вся мировая экономика развивается в кризисных условиях. Если провести аналогии, то можно вспомнить, что отголоски американской депрессии тридцатых годов минувшего века ощущались на протяжении последующих четырнадцати лет. А после мирового кризиса 2008 года прошло менее пяти лет. Также нужно учитывать и то, что Россия и Казахстан в ближайшей перспективе станут руководствоваться нормами ВТО, и белорусским предприятиям будет сложнее конкурировать на рынках этих стран.

Нам всем, включая чиновников, руководителей предприятий и рядовых граждан, необходимо принять как данность тот факт, что в этом или следующем годах глобальный кризис не закончится, а благоприятная конъюнктура прошлых лет сама собой не восстановится... Необходимо научиться жить в условиях кризиса, по крайней мере в среднесрочной перспективе.

— Каким образом при интенсивной терапии избежать кадровых потерь?

— Тут также не все однозначно. С одной стороны, необходимо жить по средствам, получать ровно такую зарплату, которую ты заработал. Для повышения производительности труда необходимо существенно обновлять производственные линии, направлять на это масштабные инвестиции. Однако необходимо понимать, что на проведение модернизации, выпуска новой продукции потребуется не один год.

С другой стороны, сдерживание роста оплаты труда может обернуться оттоком высококвалифицированных кадров. Поэтому планы правительства по выходу на среднюю зарплату в 500 долларов становятся одним из факторов обеспечения экономической безопасности нашей страны. На мой взгляд, в сфере машиностроения, строительства, медицины, образования и некоторых других повышение зарплаты можно и нужно производить опережающими темпами, не дожидаясь повышения экономических показателей работы реального сектора экономики. Сегодня необходимо незамедлительно предпринять меры, в том числе  и не популярные в среде либеральных экономистов, чтобы не допустить утечки квалифицированных кадров за пределы страны.

— Какие профилактические меры необходимо в дальнейшем применять для того, чтобы отечественные предприятия выработали устойчивый иммунитет к негативному внешнему влиянию?

— Есть резервы в оптимизации расходования бюджетных средств. Как бы ни было для кого-то это болезненно, необходимо работать в этом направлении. При этом неправильно будет снижать финансирование сразу по всем направлениям. Выделять всем понемножку — все равно что ничего не давать никому. Это только осложнит болезнь. Необходимо радикально сужать круг адресатов и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов.

Безусловно, необходимо сохранить поддержку реального сектора экономики, особенно промышленности. Ведь его продукция — визитная карточка нашей страны. Он формирует более 90 процентов объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в Беларусь, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.

Но инструменты поддержки должны изменяться. В качестве примера я приведу опыт ЕС. Сегодня Брюссель в соответствии с принятой Стокгольмской стратегией планирует преуспеть в конкурентной борьбе с представителями Китая, Юго-Восточной Азии и Америки за счет реализации крупнейших межгосударственных программ модернизации производства, а не полагаясь только на госпреференцию, льготные банковские кредиты и инновационную активность частного бизнеса. И нам необходимо существенно повысить эффективность межгосударственных программ и кооперации в рамках ЕЭП.

Крайне необходимо активизировать работу по привлечению стратегических инвесторов. А чтобы это осуществить, правительство должно активно работать над повышением инвестиционного рейтинга нашей страны, улучшения условий ведения бизнеса. На мой взгляд, нам следует более тесно работать с государствами Юго-Восточной Азии в сфере привлечения инвестиций и наращивания экспорта. Визиты в Беларусь представителей Китая, Вьетнама, Южной Кореи и других государств свидетельствуют о том, что потенциал для развития сотрудничества существует. Возможно, следует менять нынешнюю стратегию диверсификации экспорта “пятьдесят на пятьдесят”, при которой примерно равные доли поставок отечественной продукции приходятся на Россию и Евросоюз. Следует переходить к новой — “тридцать на тридцать на тридцать”, предполагающей, что помимо этих двух традиционных рынков значительная часть белорусского экспорта будет адресована и потребителям в Юго-Восточной Азии и Южной Америке. И именно таким критерием следует руководствоваться при привлечении “связанных” кредитов в реальный сектор белорусской экономики. Если бы мы за пять-семь лет сумели достичь такой цели, это было бы большим успехом, повысило бы иммунитет отечественной экономики к внешнему негативному влиянию.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter