Для народа и вместе с ним

Государства так же, как и люди, рождаются, развиваются, растут и умирают...

Государства так же, как и люди, рождаются, развиваются, растут и умирают. Однако ограниченное и неизменное количество квадратных километров суши, предоставленной нашей планетой для существования государств, делает невозможным рождение нового независимого государства без гибели или распада другого. Вечный, как мир, закон сохранения.

Распад великой державы, которой являлся в ХХ веке Совет­ский Союз, привел к рождению 15 независимых малых и больших государств. 

Разделение огромного государства на малые повлекло за собой распад прочных экономических связей между республиками, установленных совет­ской системой. 

Длительность этого периода хаоса, неизбежного при разрушении старого и строительстве нового, в различных государствах была различна. Законы развития цивилизаций требуют, чтобы периоды хаоса сменялись периодами строительства и наоборот. И если для разрушения созданного не требуются значительные усилия «терминаторов», то для создания, для возрождения нового мира взамен утраченного нужен демиург. Руководитель, способный не просто управлять состоявшимся государством, лидер, способный удержать под контролем стремящуюся к хаосу экономику, стабилизировать общественные процессы, создать систему управления, отвечающую требованиям кризисного периода. 

Если обратиться к нашей республике, то мы увидим, что ее руководство начала 90-х годов, хотя и делало попытки выровнять тонущее из-за распада экономических связей государство, больших успехов не достигло. Внешнеторговый оборот республики падал. Инфляция росла бешеными темпами, валютные займы, поступавшие из-за рубежа, растрачивались, не принося пользы задыхающейся промышленности. 

Таким образом, к середине 90-х годов сложившаяся в республике ситуация потребовала смены системы государственности и выдвинула личность руководителя нового стиля. Таким руководителем стал первый Президент Беларуси Александр Лукашенко. 

Вряд ли проблема будущего лидера Беларуси была бы столь актуальна, если бы мы жили в устойчивом, спокойном мире, в котором нет ни войн, ни экономических коллизий, ни терроризма. Но ситуация как раз носит обратный характер. Более того, прогнозы на будущее весьма пессимистичны – борьба за доминирование, как политическое, так и экономическое, столкновения по периметру мусульманского мира будут нарастать. Остаться в стороне Беларусь не сможет. Само геополитическое расположение в центре Европы не дает нам возможности строить свое будущее без учета мировых процессов. Устойчивость политической системы в таком мире – непременный фактор стабильности общества и государства. 

В 1994 году в Беларуси произошло то, чего не было в тот период в других республиках бывшего СССР, где у власти стояли номенклатурные вожди: появился политик, обладающий природными качествами лидера. То, что Александр Лукашенко пришел к власти, стало симбиозом его личных способностей и всенародной поддержки. Беларусь получила действительно народного Президента. Это явление крайне редкое в мировой практике и говорит о единомыслии народа, единстве общества. 

В начале 90-х Беларусь стояла перед опасными вызовами истории. Отсутствие четко выраженного национального курса грозило размыванием государственности, превращением Беларуси, в зависимости от ситуации, в придаток западной или российской политики и экономики. Недруги кричали и об отсутствии опыта государственности, и о неспособности белорусов управлять экономикой, и… об отсутствии белорусской нации (было и такое!). Выстоять в эти годы, восстановить экономику, дать возможность белорусам ощутить себя народом во многом стало возможным лишь благодаря появлению общепризнанного лидера у руля государства. Стратегические направления развития в политике, экономике и общественной жизни, предложенные Президентом, были полностью приняты и одобрены народом Беларуси. 

Постепенно, шаг за шагом белорусская экономика начала выходить из кризисной ситуации. 

В декабре 2004 года Всемирный банк подготовил доклад «Беларусь: Оценка бедности. Можно ли сохранить тенденцию к сокращению бедности и доступность услуг?». Будучи одной из республик бывшего Советского Союза, говорится в докладе, Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после первоначального экономического кризиса, связанного с установлением независимости, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами, что было достигнуто без существенного углубления неравенства. 

Развитие социальной сферы, получившее такую высокую оценку международных экспертов, было бы невозможно без развития экономики страны в целом. Многое можно сказать о достижениях независимой Беларуси за последние 12 лет. Главное – сохранение потенциала, доставшегося ей в наследство от Совет­ского Союза, сохранение предприятий-гигантов, недопущение криминализации власти, отказ от шоковой терапии и политика постепенных реформ в экономике. 

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен» — эта фраза была расхожей в постсоветских республиках с начала 90-х годов. В Беларуси ее сегодня не услышишь. Хотя перемены в жизни людей не закончились. Просто они сменили окраску с отрицательной на положительную. У белорусов появилась уверенность в завтрашнем дне. Отрицать этого никто не может. Это заслуга самого белорусского народа, который испокон веков отличался трудолюбием, порядочностью и преданностью своим идеалам. В этом заслуга и власти, которая была порождена самим народом, которая вышла из него и в полной мере учла именно его, народа Беларуси, интересы и чаяния. 

Десять лет существования белорусской оппозиции так и не выдвинули на первый план ее собственного лидера. Ни А. Лебедько, ни В. Фролов, ни другие оппозиционные фигуры не представили себя обществу ни в качестве реальных политиков, ни в качестве теоретиков государственного или партийного строительства. Значительная прослойка нынешней оппозиции представлена теми, кто был возле А. Лукашенко во время его прихода к власти. Часть из них рассчитывала использовать его в собственных интересах, разыгрывая «беспроигрышный вариант» продвижения по иерархической лестнице. Логика была проста: не выпячиваться. Победит А. Лукашенко – они «были с ним», проиграет… Личной же храбрости вступить в борьбу с тем же В. Кебичем ни у кого из них не нашлось. Зато потом, как водится, стали сетовать, что их обделили, обошли, что без них победа Президента была бы невозможна. Эти «обиженные» и «обделенные» и составили оппозицию. 

На Западе стремятся (не без участия нашей оппозиции) представить Беларусь государством с тоталитарной системой правления. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но и там не могут отрицать, что поддержка Президента А. Лукашенко народом – доминирующая, а рейтинг лидеров от оппозиции нулевой. 

Власть в Беларуси работает для народа и вместе с народом. Для лидера нашей страны нет разницы между крупным бизнесменом и одиноким пенсионером. Все граждане Беларуси могут рассчитывать на поддержку государства в рамках, определенных законом. Это обеспечивает  сегодня устойчивость государственной системы в целом. Народ нашей республики в 1994 году уже совершил свою революцию (кстати говоря, раньше всех остальных республик) и выдвинул своего лидера для построения собственного белорусского государства на основе народных представлений о справедливости и гуманности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter