«Для меня все деревья – словно живые существа!»

С ГЕРОЕМ материала, Вячеславом ПЕТРОВИЧЕМ, я встретился на рабочей площадке. Неподалеку от тепличного комбината «Озерицкий-агро» (где выращивают огурцы и помидоры) художник-оформитель задумал — с тем, чтобы преобразить ландшафтный дизайн, — необычную тематическую композицию.

Художник-оформитель из «Озерицкого-агро» Смолевичского района рассказал «БН» о том, каким должен быть настоящий колобок, как из яблони сделать Аленушку и как приходит талант.

С ГЕРОЕМ материала, Вячеславом ПЕТРОВИЧЕМ, я встретился на рабочей площадке. Неподалеку от тепличного комбината «Озерицкий-агро» (где выращивают огурцы и помидоры) художник-оформитель задумал — с тем, чтобы преобразить ландшафтный дизайн, — необычную тематическую композицию.

— Вот видите прудик? Через него ляжет резной мостик. А на том берегу появится беседка. Ключевая композиционная фигура — сеньор Помидор. Гармонирующим аккордом в мини-ансамбль «вольются» три огурчика. Все они — символы производства тепличного комбината. Сестрица Аленушка — еще одна героиня пейзажа. Ниже к речке поставим корытце, в нем отпечаток копытца. И надпись будет предупреждающая: «Не пей — козленочком станешь».

— Фольклор — классическая, всем понятная и интересная тема. Чем «шреков» изображать, лучше героев из народных сказок вырезать! — убежден Вячеслав.

— Сколько времени понадобится, чтобы закончить работу?

— Зависит от вдохновения, — отшучивается собеседник. — А если честно, как руководство тепличного комбината затребует, так и «сдамся». Но вообще, скульптуры вырезать — не за станком стоять. На одну уходит пару дней, с другой месяцами вожусь — не дается, словно чувствует, что где-то фальшивлю. Тогда ее в угол, пусть подумает, какой быть. Проходит время, и у нас совсем другие «отношения» завязываются. Я тружусь в свое удовольствие, стараясь подчеркнуть каждую линию.

— Сколько же всего скульптур сделали за свою жизнь?

— Точно больше ста. Но дело даже не в количестве. Для меня это не работа, а, скорее, ремесло, которое удовольствие приносит. И пользу, если так можно сказать, в первую очередь, для самого дерева. Скульптор дарит ему новую, вторую жизнь. Ведь будь то дуб, осина или береза — все деревья для меня словно живые существа. Приведу пример. Вот на этом месте, где мы сейчас сидим, раньше яблонька росла. Зачахла. Спилили. Я присмотрелся — дерево без гнили, из него можно сделать сестрицу Аленушку. А не подобрал, так отправилась бы на дрова. Теперь же яблоня станет сказочным образом.

— Есть у вас любимый сказочный персонаж?

— Колобок. Казалось бы, достаточно прост в выполнении — вырезаешь из заготовки круглую форму, потом глаза, нос, рот и — готово. Но даже колобка можно представить в разных образах.

У меня их много. Есть даже колобок в... кроссовках. Я и вовсе хочу посвятить серию деревянных скульптур этому сказочному герою: колобок-директор, колобок-учитель, колобок-инспектор ДПС. Смеетесь? Однажды на выездном пленэре в Юрмале ко мне подошла девочка. А я со своими колобками стою. Посмотрела на героев и спрашивает: «А почему у этого колобка кроссовки? Разве так бывает?» Я ей в ответ: «А почему вы считаете, что колобок должен именно таким быть, а не иным. Где вы видели настоящего? В мультфильмах? Так его также придумывали художники, только работающие красками. В книжках на картинках? Так это ведь тоже художники рисовали. Это — сказочный герой, и фантазия здесь вполне уместна!»

— В нескольких километрах от вашего дома — Курган Славы. Никогда не стремились, чтобы мемориальный комплекс украсила ваша скульптура?

— Так раньше украшала, и не одна. Несколько лет подряд организовывал республиканские пленэры на Кургане Славы «Сонечная цеплыня дрэва». На 10 дней съезжались мастера народного творчества со всей республики. Все фигурки оставляли в подарок Кургану. Не знаю, куда теперь исчезли партизаны, матросы, танкисты. Была даже «папараць-кветка»...

— Вы воссоздали не один сюжет сказок для посетителей горнолыжного комплекса в Логойске, агротуристического комплекса «Водолей» в Смолевичском районе, пиццерии в столице, в агрогородках Минщины, на детских площадках. А как пришли к занятию народным творчеством?

— С детства нравилось. Помню, у дедушки моего столярный цех был. Я часто к нему прибегал, наблюдал — он все корыта да човны изготавливал. Рубанком работал, а я резцом пробовал. Что касается таланта, то он сам приходит — «спит» в человеке, а потом может резко «проснуться». Так и у меня. Я окончил художественное училище в Кобрине, там и постиг досконально азы народного творчества. Ну а дальше — бесконечный и кропотливый труд...

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото из личного архива Вячеслава ПЕТРОВИЧА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter