«Для меня самое главное – не подвести людей, которые за тобой»

БЕЛАРУСЬ, как известно, не может похвастаться развитой культурой виноделия — климат не тот. Зато искусством пивоварения наши земляки овладели уже давно. Еще в XV столетии пивоваренные заводы были открыты в Лиде, Минске, Вильно, Орше, Гродно, Пружанах, Мозыре. Винокурни, производственные постройки стали появляться в замках, усадьбах, при трактирах. Технология пивоварения и культура употребления этого янтарного напитка развивались на протяжении столетий в русле общеевропейских традиций.

Генеральный директор ОАО «Белсолод» Николай КЕНДА – о модернизации, конкуренции, сырьевой базе и мировых ценах.

БЕЛАРУСЬ, как известно, не может похвастаться развитой культурой виноделия — климат не тот. Зато искусством пивоварения наши земляки овладели уже давно. Еще в XV столетии пивоваренные заводы были открыты в Лиде, Минске, Вильно, Орше, Гродно, Пружанах, Мозыре. Винокурни, производственные постройки стали появляться в замках, усадьбах, при трактирах. Технология пивоварения и культура употребления этого янтарного напитка развивались на протяжении столетий в русле общеевропейских традиций.

Генеральный директор ОАО «Белсолод» КЕНДА Николай Николаевич. Родился в деревне Междулесье Березовского района. После окончания Ляховичского ветеринарного техникума и Витебского ветеринарного института его трудовая деятельность тесно связана с родной Брестчиной. Работал по специальности в Березовском и Кобринском районах, директором райзаготконторы в городе Береза, на протяжении пяти лет был заместителем председателя по подсобным промыслам колхоза «Заветы Ленина» Березовского района. В 1992 году возглавил совхоз «Березовский». С марта 2004 года генеральный директор ОАО «Белсолод».

— Но чтобы сварить действительно хорошее и вкусное пиво, необходим солод высочайшего качества, секретом производства которого в полной мере владеют специалисты ОАО «Белсолод». Это единственное белорусское предприятие, производящее светлый ячменный пивоваренный солод. Производственные корпуса тогда еще солодовенного завода были возведены в 1989 году в городке Иваново. В феврале 1996-го завод преобразован в открытое акционерное общество. Сегодня это одно из градообразующих предприятий, — подчеркивает генеральный директор Николай Кенда.

— Николай Николаевич! Согласно народным традициям, в нынешнем марте у вас «медный» юбилей — семь лет на этом ответственном посту.

— Спасибо, что напомнили. Когда работаешь, как-то за годами не следишь. Не до этого, и так забот и переживаний хватает.

— Но предприятие работает стабильно, есть сплоченный коллектив единомышленников, растут экспортные поставки…

— Однако и наши конкуренты не дремлют. Потерял темп — потерял время. В прошлом году мы начали модернизацию. Чтобы идти в ногу со временем и соответствовать требованиям, предъявляемым современным рынком, перевооружаться было просто жизненно необходимо. Заменили практически все, что требовало замены. Сегодня перед вами, по сути, новый завод.

— Модернизацию проводили за счет собственных средств?

— Для проведения модернизации воспользовались предоставленной Президентом возможностью получения льготных кредитов. Но, сами понимаете, любой кредит нужно возвращать. Результаты работы позволяют нам все кредиты погашать своевременно, даже с опережением.

— И что дала предприятию реконструкция?

— Во-первых, производственные мощности увеличены вдвое. Если раньше объем производства составлял 65 тысяч тонн солода в год, то сегодня мы можем производить уже 130 тысяч тонн. Был проведен тендер, по его результатам приобретено и установлено оборудование одного из ведущих мировых производителей — фирмы Buehler. Все технологические процессы — солодоращение, замачивание, сушка — осуществляются на линии, оборудованной по последнему слову техники.

Во-вторых, мы сэкономили на энергоресурсах. Их расход на единицу выпускаемой продукции за счет установки современного, более энергоэффективного оборудования уменьшен практически на 50 процентов. Сегодня для производства 130 тысяч тонн солода в год нам нужно меньше ресурсов, чем  когда мы выпускали 65 тысяч. Кроме того, модернизация позволила минимизировать отрицательное влияние на окружающую среду, что сегодня тоже немаловажно. Хотя производственные корпуса расположены на окраине города, за этим показателем следим строго и постоянно.

— Для производства качественного и экологически чистого солода необходимо прежде всего достойное сырье. Всегда ли вы удовлетворены его качеством?

— Это отдельный и очень серьезный вопрос. Сырье — это действительно основа любого производства. Несколько лет назад мы вплотную занялись семенами. Я сам ездил по зарубежным заводам и различным хозяйствам, находил нужные семена.

К сожалению, сегодня в Беларуси сортов семян, которые бы на 100 процентов удовлетворяли наши запросы и подходили для производства действительно высококачественного и конкурентоспособного солода, практически нет. Поэтому мы проводим серьезную и целенаправленную работу в этом направлении, прилагая все усилия, чтобы повлиять на ситуацию.

Наша сырьевая база — хозяйства Брестской, Гродненской, части Минской, Могилевской и Гомельской областей. Уже подключаем и Витебщину. Кроме того, у нас есть два собственных хозяйства в Ивановском районе, где занимаемся семеноводством. Предприятие закупает элитные семена ячменя, затем высевает их в своих хозяйствах. Эта практика оказалась весьма успешной — на сегодняшний день уже порядка 70 процентов используемых семян представляют элитные сорта.

В последние годы на довольно высоком уровне организована селекционная работа и в Беларуси. И мы совместно с научно-исследовательскими институтами, Научно-практическим центром НАН по земледелию сейчас вплотную занимаемся этими вопросами. Думаю, что в ближайшей перспективе получим высококачественные семена собственной селекции.

Эти работы подстегивает и то, что цена на солод на мировом рынке только в прошлом году выросла в два раза. За тонну продукта на складе дают уже сегодня 450 долларов. Это не учитывая затрат на логистику, налоги, НДС. Рынок сам регулирует цену, так что она меняется практически ежемесячно. Кстати, у нас цена на 20—30 долларов выше, чем в России или в Украине. Основная причина — качество, которое у белорусского солода гораздо выше. Оно, а также безопасность подтверждаются сертификатами соответствия белорусского и российского образцов, удостоверением о государственной гигиенической регистрации.

— Знаю, что вы собирались открыть и собственное пивное производство?

— Конкуренция в этой отрасли приличная, и новому игроку на рынке придется несладко. Но у нас есть возможность готовить янтарный напиток на любой вкус и цвет. Мы могли бы стать экспериментальным предприятием с небольшими мощностями и предлагать новые сорта на выбор. Пока вопрос отложен, но остается актуальным, и мы обязательно к нему вернемся.

— Николай Николаевич, а вы сами пиво пьете? Каким маркам отдаете предпочтение?

— Назвать себя его большим поклонником не могу. Однако дегустирую регулярно, служба такая. Но если уж решаю выпить в хорошей компании, то, говорю откровенно, предпочитаю белорусские сорта. Сегодня наши производители предлагают потребителям качественный, без всяких добавок и химии, пенный напиток, что очень радует, поскольку вопрос на самом деле весьма серьезный, от этого напрямую зависит здоровье людей. Ведь что такое хорошее пиво? Это качественный солод, качественный хмель и качественная вода. Ну, может быть, немного сахара, исключительно для варьирования вкуса. Других добавок быть не должно.

— Исход и результат любого дела зависит от коллектива. Каковы ваши потенциал и возможности?

— У нас работают около 450 человек. Коллектив очень мощный, грамотный и работоспособный. Я им горжусь и считаю, что самое главное — добросовестно работать и не подводить людей, которые за тобой стоят. Проблем с кадрами не возникает. Завод в состоянии предложить конкурентоспособную заработную плату и комфортные условия труда, а потому желающих работать хватило бы еще на такое же предприятие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter