«Для меня не существовало запретных тем…»

10 сентября  отметит юбилей известный журналист, заслуженный работник культуры Беларуси Тамара Абакумовская. Наша Тамара Алексеевна! Говорим так, потому что на страницах «Рэспублiкi» ее имя и публикации звучали больше десяти лет

В  белорусской  журналистике  имя  Тамары  Абакумовской  звучит  больше  полусотни  лет,  а  ее  общество  составляют  самые  талантливые  люди  искусства 

10 сентября  отметит юбилей известный журналист, заслуженный работник культуры Беларуси Тамара Абакумовская (на снимке). Наша Тамара Алексеевна! Говорим так, потому что на страницах «Рэспублiкi» ее имя и публикации звучали больше десяти лет. И сегодня нет-нет
да и напишется что-то для любимой «Р». Всего же журналистский стаж Тамары Абакумовской перевалил за полсотни лет. 

В 1955-м, после журфака БГУ, начинала по распределению в пружанской районной газете «Красное знамя». Потом – десять лет на Гостелерадио БССР, где пройден путь от корреспондента до главного редактора литературно-драматического вещания, литературная работа в Купаловском театре, собкорство по Беларуси в знаменитой на весь тогдашний Союз газете «Советская культура», наконец, «Рэспублiка», в штат которой Тамара Абакумовская была зачислена одной из первых, в год создания газеты — в 1991-м. 

В очередном номере журнала «Новая литературная Немига» выходит в свет документальная повесть Людмилы Артамоновой (Луценко) «Дырявая память-2». Как говорит сама автор, условно свое сочинение она называет «тостом» в честь дорогих для нее людей – драматурга Андрея Макаенка, режиссера и педагога Владимира Маланкина и журналиста Тамары Абакумовской. Предлагаем читателям «Р» фрагменты повести, посвященные Тамаре Алексеевне. 

----------------------------------

Дружим  семьями 

…По-настоящему мы сблизились с Тамарой Алексеевной, когда она предложила нашей семье переехать в ее квартиру на площади Победы, прямо над большим магазином «Гастроном». 

— У меня все в разъезде, я много работаю и дома только ночую, поживите с ребенком в нормальных условиях, — сказала она просто, и мы с Борей согласились. 

Комната в театре имени Янки Купалы, где мы обитали, была темной и сыроватой, спал маленький сын Сережа на двух составленных креслах, которые ночью разъезжались. Но труднее всего было без холодильника, да и на электроплитке не очень-то приготовишь детскую еду. Помыть посуду и то было проблемой – вода была только на втором этаже в туалете. 

Тамара Алексеевна определила, что Сережа будет спать в ее спальне, и мы стелили ему на широком кресле-кровати рядом. Среди ночи Сережа перебирался в постель к Тамаре Алексеевне и счастливо посапывал, обняв ее руку, но нам она рассказала об этом значительно позже. С тех пор Сережа стал для нее любимчиком, словно крестник. 

Были и еще сложные моменты в жизни, когда Сережу забирали Абакумовские в свою семью и заботились о нем, как о родном. 

Так и проходит наша жизнь в единении семей — Абакумовских и Луценко, и объединило нас не только совместное творчество в театре имени Янки Купалы Бориса с Тамарой Алексеевной, но радости и печали жизни, в которой Абакумовские для нас родня и надежный тыл. 

«Потому  что  мне  интересно!» 

…Заведующей литературной частью театра имени Янки Купалы Тамара Алексеевна стала в конце шестидесятых годов, оставив должность главного редактора литературно-художественных передач на Госрадио. 

Это – парадокс! Для нее самой этот шаг с годами оценивался как наваждение. Ведь работа на радио складывалась успешно, все авторские передачи записывались в золотой фонд. 

— Для меня не существовало запретных тем. Мне были одинаково интересны детские сказки и исторические портреты, творческие коллизии деятелей искусства и людей труда, не отвергала я и житейские анекдоты. В жизни все так перемешано, а в моей так особенно, — говорит Тамара Алексеевна и подытоживает: — я такая потому, что мне интересно жить! 

Но именно искусство театра притягивало сильнее всего, там обитали люди, которым, как и ей, было интересно жить, и их существо для Тамары Алексеевны было понятным и родным. 

…С Борей они не конфликтовали, но истину находили в жесточайших спорах. 

Однажды, позвонив Тамаре Алексеевне в театр, я услышала: «Одну минуточку, подождите, пожалуйста, — и потом совсем другим, можно сказать, диким криком понеслось: — Вон! Вон из кабинета! Или я вас убью!» 

А в ответ мужской удивленно-взволнованный голос: «Сумасшедшая! Вы просто сумасшедшая!» И услышала громкий стук захлопывающейся двери. 

— Я слушаю, — в трубке звучал голос задорно. 

— Что там у вас? – с беспокойством поинтересовалась я в совершенном недоумении. 

— Борю вашего чуть пресс-папье не убила, — ответила со смехом Тамара Алексеевна. 

Она ревностно относилась ко всему в театре, что касалось драматургии и слова, просиживая часами на репетициях, следя за точностью текста и произношения, работала с авторами и сама писала инсценировки. 

Инсценировку романа Ивана Мележа «Люди на болоте» сделала для радио, а после огромного успеха, по совету Николая Матуковского, перенесла на сцену театра им. Янки Купалы, но уже в соавторстве с Зинаидой Ивановной Броварской. 

Постановку спектакля осуществил Борис Эрин, в то время главный режиссер Купаловского театра. Все так замечательно получилось, что спектакль выдвинули на соискание Государственной премии СССР, но победу определили Георгию Товстоногову за «Мещан» Горького, и поражение стало необидным. 

Ты  помнишь,  как  все  начиналось?.. 

А карьера журналиста начиналась в Пружанах, в газете «Красное знамя», где городской девочке, выпускнице журфака, доверили ведать сельхозотделом. 

Ах, Пружаны! Авиационный полк! Юная прелестная журналистка была окружена вниманием и обожанием авиаторов. 

Прошагав бесчисленные километры за сбором материалов для газеты, она не валилась с ног от усталости, а работала и веселилась с присущим и по сей день оптимизмом. 

Комната с печкой, которая не желала подчиняться и от дыма которой выедало глаза, с едой было плоховато, но все в радость! Мучила только холодная вода из колодца, но и к этому привыкла, отмывая походную грязь, прибавлялось только бодрости да, закалившись, не болела. 

— Представляете, — со смехом вспоминала Тамара Алексеевна, — я пожаловалась приятелям, что никак не могу научиться разжигать печь. И летчики дали мне бутылку авиационного керосина. Уж я не пожалела и полила дрова с размахом! От спички полыхнуло, в печи ухнуло, и труба на крыше рассыпалась. Я в саже стою, плачу от страха, а прибежавшие летчики стали чинить хозяйке крышу. Представляете, она меня не согнала с квартиры, а еще и угостила всех! 

Что всегда поражало в Тамаре Алексеевне, так это ее непосредственность, смешливость и наивность – это при ее-то эрудиции, интеллекте аналитика и человека наблюдательного со въедливостью. 

В расцвете своего журналистского таланта Тамара Алексеевна стала собственным корреспондентом по Белоруссии газеты «Советская культура», затем работала в газете «Рэспублiка». Стиль письма Тамары Абакумовской всегда отличался пронзительностью мысли. Смысл написанного помещался  в ярко выраженную форму заинтересованного диалога с читателем, слушателем, зрителем – быть объективной, но не судьей. В ее представлении собеседник всегда разумное существо, способное отделить зерна от плевел. 

«Цукерка» 

Знаменитый журналист и деятель культуры Никифор Евдокимович Пашкевич однажды при мне задал Тамаре Алексеевне неожиданный для нее вопрос: «Знаете ли вы, как мы, мужчины, называли вас за глаза в Союзе журналистов?» 

И с удовольствием, видя наш заинтересованный вид, улыбаясь, произнес: «Цукерка». 

И вправду конфетка, лучше не придумаешь: роста Дюймовочки, с неизменным изяществом поведения, кокетством, исходящим от ощущения своей силы и значимости, она становилась в обществе притягательной при своей привлекательности в супермодных одеждах, а ум лишь дополнял ее очарование. 

Общество Тамары Алексеевны составляли самые талантливые люди, и она, что называется, блистала и знала, чертовка (как говаривал ее супруг Евгений Васильевич), что хороша. 

Я думаю, что не из-за своего кокетства и привлекательности Тамара Алексеевна дружила исключительно с мужчинами, а по своей цельности и мужественности… Андрей Макаенок, Иван Мележ и Иван Шамякин, Владимир Короткевич, Александр Петрашкевич, Геннадий Буравкин, Никифор Пашкевич и самый близкий друг Николай Матуковский. Режиссеры Борис Эрин, Валерий Раевский, Борис Луценко, Андрей Андросик, друзья по театру им. Янки Купалы и его актеры Матвей Федоровский, Геннадий Гарбук, Валентин Белохвостик. Скульпторы Заир Азгур и Андрей Бембель, художник Михаил Савицкий и единомышленник сегодняшних дней дирижер Михаил Финберг, да и всех не перечислить, но если объединить их в одно лицо, то увидим идеальный образ пытливого художника-творца с неизменным поклонением искусству…  

Будучи по профессии человеком общительным, Тамара Алексеевна не пользовалась своей известностью и на это замечание, я знаю, ответит: «Ну и зря!» Но это лишь слова без практического смысла, и свой орден Трудового Красного Знамени она держит отдельно от военных орденов отца, считая, что труд ее был в радость и это высшая награда от жизни. 

— Она очень красивый человек, эта Тамара Алексеевна Абакумовская, — так говорю я о ней всякому, ведь знаю это точно. 

------------------------------

С  юбилеем,  прима  Тамара! 

Коллектив газеты «Рэспублiка» поздравляет Вас, коллега! С наступающим юбилеем, прима Тамара! Здоровья, бодрости духа, долголетия и благополучия. И пускай не иссякает присущий Вам жизненный оптимизм!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter