Для кого открыты Балканы?

Ангела Меркель, которая меньше чем через две недели перестанет быть канцлером Германии, совершает прощальные поездки в различные страны мира. На этой неделе дошла очередь до Западных Балкан, которые, убеждена фрау Меркель, должны быть частью Европейского союза. «Абсолютный геостратегический интерес для Европы заключается в том, чтобы эти страны вступили в ЕС», — сказала она на совместной пресс-конференции с президентом Сербии Александром Вучичем в Белграде. Но проблема (вернее, проблемы) заключается в том, что 1) мнение Меркель уже не так много значит, 2) ЕС не готов принимать новых членов. Балканские страны это знают и начинают действовать самостоятельно. 


Сначала это назвали «мини-Шенгеном», теперь — «Открытыми Балканами»: три государства этого региона — Албания, Северная Македония и Сербия — заявляют, что менее чем через полтора года границы между ними откроются и начнется свободное передвижение людей, капиталов и товаров. «Настало время взять все в свои руки и самим определять свою судьбу и будущее, — говорит президент Сербии Александр Вучич. — С 1 января 2023 года никто не остановит вас на пути из Белграда в Тирану».

«Открытые Балканы» — пока три против трех в одном регионе.
Во многом оживление этой инициативы связано с тем, что, как это дипломатично формулирует президент Вучич, «воодушевление жителей Сербии и других стран региона в связи с ожиданием вступления в ЕС значительно снизилось». Если сформулировать это недипломатично, то они устали ждать. Еще в 2003 году европейские лидеры заверяли, что будущее Западных Балкан — в Евросоюзе. Но потом приняли решение о моратории на принятие в союз новых государств, и процесс замер. «Открытые Балканы», говорят эксперты, конечно, не альтернатива ЕС, но как минимум попытка самим решать свою европейскую судьбу, о чем и говорит Александр Вучич. 

Одна из удивительных особенностей этой инициативы — то, что в ней принимают участие Албания и Сербия — страны, традиционно друг друга, мягко говоря, недолюбливающие. В связи с этим аналогия с созданием ЕС напрашивается сама собой: этот союз стал возможен только после — хотя многие говорят, что на самом деле для — примирения двух заклятых соперников по континенту, Франции и Германии. Удастся ли то же самое сделать с Сербией и Албанией в проекте «Открытые Балканы»? Что-то уже меняется, говорит статистика: в этом году впервые сербы стали второй по численности нацией, отдыхавшей на албанских пляжах. А ведь раньше они соседнюю страну игнорировали. Так что место оптимизму, пусть и осторожному, есть. 

Но оптимизм заметно слабеет, если вы обратите внимание на то, что в новом объединении стран всего три, а еще три — Босния и Герцеговина, Косово и Черногория — отсутствуют. Реальные перспективы вступления в ЕС, которые могут сдерживать энтузиазм по поводу присоединения к «Открытым Балканам», есть только у Черногории, но и то не раньше 2025 года. Но у всех трех не присоединившихся к инициативе государств есть проблемы с Сербией. У Боснии и Герцеговины — с Республикой Сербской (это образование в составе Боснии и Герцеговины, населенное этническими сербами). У Черногории — проблемы с Сербской православной церковью, которые несколько дней назад вылились в ожесточенные столкновения по поводу интронизации митрополита Иоанникия. Ну а о проблемах Косово знают все: Сербия не признает его государством, по-прежнему считая своей территорией, и активно, хотя и не слишком афишируя, работает в международных организациях против него. Не исключено, что одна из причин нынешнего сближения Сербии и Албании — наметившееся в последние несколько лет охлаждение между Албанией и Косово. 
Эти противоречия — большинство очевидные, но многие по-прежнему скрытые — являются причиной того, что «Открытые Балканы» позиционируют себя в первую очередь как торговый и экономический союз, пытающийся обходить политические — всегда острые — углы. 
Инициатива обещает свободное перемещение товаров и услуг, и Всемирный банк уже подсчитал, что на этом участники смогут экономить 3,2 млрд долларов в год. Хорошие деньги для не самых богатых стран. Кроме того, их граждане получат равный доступ к рынку труда. Это выгодно в первую очередь Сербии, столкнувшейся с нехваткой рабочей силы, — когда инициатива заработает, македонцам и албанцам будет проще трудоустроиться в соседней большой стране. Есть и международное измерение: ни одна из стран по отдельности не может привлечь крупные инвестиции из-за рубежа. 
По отдельности они слишком малы, а вот если объединятся, общее население «Открытых Балкан» составит почти 12 млн человек и это изменит картину кардинально. 
Некоторые эксперты уверены, что как только инициатива наберет силу, то деловые сообщества Боснии и Герцеговины, Косово и Черногории потребуют от своих правительств к ней присоединиться: их вынудит к этому мысль о свободном передвижении товаров, услуг и людей и нежелание отстать от экономического развития, которое, как ожидается, должно получить мощный импульс. А пока, говорят другие эксперты, «Открытые Балканы» инициатива одновременно и объединяющая, и разъединяющая: три против трех в одном регионе. И это тот случай, когда политика может сильно затормозить экономику. Посмотрим. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter