Для хорошего медосбора нужны сильные пчелы

Добыча воска — задача не менее важная, но выполнить ее легче: будут пчелы и мед — будет и воск.

Задача пчеловода — больше собрать меда от каждой пчелиной семьи за летний сезон. Это его основная обязанность.

Добыча воска — задача не менее важная, но выполнить ее легче: будут пчелы и мед — будет и воск.

Пасечники Беларуси знают, что для хорошего медосбора нужны очень сильные пчелиные семьи и чтобы к началу главного взятка они были в рабочем, не роевом состоянии. Каждый пчеловод стремится к этому. Однако сбор меда получается различным. На одной пасеке его собирают 6—10 килограммов на семью, на другой — 20—30, а на третьей — 40—50 килограммов и более.

В чем тут дело? Какие ошибки допускают те пчеловоды, которые собирают мало меда и что делают передовые пчеловоды, добивающиеся высоких медосборов? И каким должен быть пчеловод?

Прежде всего, нужны профессиональные навыки. Настоящий пчеловод — это человек, знающий и любящий свое дело. Он борется за жизнь каждой пчелиной семьи, за каждую пчелу. Он хранитель и покровитель своих любимцев. В работе с пчелами отдает всего себя. Здесь он находит моральное удовлетворение, до тонкостей изучает жизнь и биологию пчел, болезни и вредителей. Подробно обследует и знает в окрестностях медоносную растительность, уточняет начало и конец ее цветения, подбирает лучшее для пчел место и располагает пасеку.

Малоопытные пчеловоды, не обладая необходимыми познаниями, часто допускают непоправимые ошибки. Текущие работы на пасеке выполняют несвоевременно или кое-как, без учета силы семьи и сезонности, а все это отрицательно сказывается на состоянии пчел.

У таких пчеловодов, как правило, пчелиные семьи плохо переносят зимовку, весной выходят слабыми, с большим подмором, мед оказывается закисшим, гнезда опоношены, имеет место значительная гибель пчел и маток.

Весной слабые семьи плохо и медленно развиваются. Наращивание силы семьи отстает на 3—4 недели от начала цветения медоносных растений. Чтобы сохранить ослабленную пасеку, от пчеловода требуется много усилий, особый уход за такими семьями, а также дополнительные материальные затраты на поддержание их развития.

В летнее время с началом основного взятка отстающие семьи только начинают проявлять активное развитие по наращиванию своей силы. Всю свою энергию они затрачивают на воспитание детки. В результате в гнездах образуется много открытого расплода, и пчелы в период главного взятка занимаются не сбором меда, а воспитывают многочисленную детку. Такие семьи достигают большой силы лишь к концу взятка, когда она уже не нужна. Выращенные пчелы во второй половине июля не участвуют в работе по сбору нектара, так как главный медосбор к этому времени уже заканчивается. К зимнему содержанию эти пчелы также непригодны, так как все они осенью вымирают.

При осмотре таких семей в конце июля, когда уже взяток заканчивается, выясняется, что в ульях меда мало или вовсе нет, и пчеловод жалуется на плохое, немедоносное лето. В то же время хвастается, что пчел сумел нарастить много — полный улей, только одна беда — нет меда. Свалив всю вину на немедоносное лето, не поняв своей ошибки, что пчел нарастил с большим опозданием, не к началу главного взятка, а к концу, он допускает новую ошибку — оставляет гнездо несокращенным и неутепленным.

При запоздалом осеннем (сентябрь, октябрь) осмотре семей обнаруживается опустошенность в ульях. Пчеловод разводит руками и поражается тому, что в ульях нет ни меда, ни расплода и очень мало пчел. Так вот из года в год и работают впустую и пчелы, и пчеловод.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter