«Беларусь 3» покажет в эфире балет «Конек-Горбунок», а гостьей проекта «Кадры жизни» станет Нина Шарубина

Для детей и взрослых

Понедельник самая культурная кнопка отечественного телепространства предлагает провести в компании звезд Большого театра оперы и балета Беларуси. В 19:10 в эфире покажут эффектную сказку «Конек-Горбунок» в исполнении артистов балетной труппы, а чуть позже, в 22:40, тему большого искусства продолжит и разовьет оперная прима Нина Шарубина. Народная артистка Беларуси станет гостьей нового выпуска проекта «Кадры жизни». 

«Конек-Горбунок» порадует зрителей в том числе образностью и многослойностью смыслов.

Троянский конь 

Так артисты балета в шутку и любя называют детский спектакль «Конек-Горбунок», поставленный в прошлом году на сцене Большого народным артистом Беларуси Юрием Трояном. Знаменитый балетмейстер не только выступил автором либретто, переосмыслив самое известное произведение Петра Ершова, но и весьма бережно обошелся с музыкальным материалом. Более того, сохранив сказочный сюжет, Троян одновременно сделал его совершенно другим: и современным, и вечным, и по-балетному лихим. В итоге получился спектакль, одинаково интересный детям и взрослым. Ну а для тех, у кого по тем или иным причинам не получилось посмотреть «Конька-Горбунка» на сцене театра, съемочная группа Белтелерадиокомпании аккуратно и кропотливо все записала: не пропустите балет в эфире «третьей кнопки»! 

А еще мало кто знает, что вдохновлен «Конек-Горбунок» был… Беларусью.
Известно, что композитор Родион Щедрин написал музыку к балету сразу после поездки «в белорусскую глушь» еще в конце 1950-х. Там, на природе, вдали от цивилизации он слушал народные песни, которые чуть позже обрели в его балете новые музыкальные смыслы.
А сам Щедрин благодаря «Коньку-Горбунку» обрел свою Царь-девицу: знакомство композитора и Майи Плисецкой (к тому времени молодой, но уже известной балерины) состоялось как раз на первых репетициях спектакля. Ей же Щедрин впоследствии посвятил партитуру. За эти годы музыка успешно выдержала проверку временем, не растеряв задора и актуальности.

Нет смысла пересказывать сюжет сказки Ершова — он хорошо знаком зрителям еще по школьным учебникам. В балетной версии каждый зритель, по задумке постановщиков, разглядит что-то свое: взрослые — историю, не лишенную гражданской злободневности, дети — чудесные превращения и пеструю картинку. 

К слову, о картинке. Специально для спектакля художник по костюмам Екатерина Булгакова создала три сотни (!) эскизов. В мир сказок она попыталась проникнуть, изучив десятки картин: от работ самого знаменитого из русских иллюстраторов Ивана Билибина до нашего Льва Бакста. Ведь в балете уживаются два мира: мир людей и сказочных существ, которые в конце концов помогут главным героям найти свое счастье. 

Победила классика

Путь Нины Шарубиной в Большой театр легким не назовешь. Неоднократные прослушивания, дежурные «мы вам перезвоним»... А в 2002 году — неожиданное приглашение, зачисление в труппу и сразу пять ведущих партий. Народная артистка Беларуси вспоминает:

— Когда я пробовалась первые несколько раз, в театре было другое руководство. Помню прослушивание, когда исполнила сложнейшую партию Амелии из «Бала-маскарада». Я показала все, на что была способна, меня вызвали... и предложили только Микаэлу в «Кармен». И то разово. Решила не отказываться, спела. Но в театр все равно не попала. Потом руководство сменилось. Дальнейшее вы знаете.

А ведь начинала Шарубина карьеру на эстраде. Но в итоге остановилась на опере. Сейчас Нина Владимировна называет эстраду лишь кратковременным увлечением, которое главенствовало в ее жизни до тех пор, пока артистка не встретила известного педагога Людмилу Браиловскую. Однажды после очередных гастролей Людмила Евгеньевна поставила Шарубину перед выбором: классика или эстрада. 

— Я не раздумывала ни минуты. Потому что уже была влюблена в классическое пение. На первом уроке у Браиловской я распелась, и Людмила Евгеньевна спросила: «Как думаешь, какую ноту ты взяла?» — «Фа?» — «Нет, это ля». То занятие стало для меня моментом открытия собственных творческих сил. До этого я даже не подозревала, что у меня такой сильный голос, — рассказывает Нина Владимировна. 

Сегодня в репертуаре артистки — все ведущие партии для сопрано: Тоска, Чио-Чио-Сан, Земфира, Ярославна Недда, Аида, Абигаиль, Леди Макбет… Но чем Нина Шарубина живет, помимо работы? О чем мечтает, какие планы строит? Узнаем в понедельник в 22:40.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter