Летом в России вступает в силу закон об авиадебоширах: что нужно иметь в виду?

Для дебоширов небо в клеточку

Недавно «Боинг», летевший из Москвы в Ереван, посадили в Минеральных Водах из–за буйного пассажира. Тот в стельку напился, требовал у стюардессы добавки, орал и приставал к соседям. Этот случай теряется в сводке подобных происшествий: поток туристов ежегодно растет, а значит, и с дебоширами бортпроводники сталкиваются все чаще. В особенности на чартерах, популярных направлениях и в предпраздничные дни. Экстренная посадка, задержка рейса — авиаперевозчики несут существенные финансовые потери и давно ищут способы, как избавить себя от лишних хлопот. У «Аэрофлота» уже есть собственные «черные списки»: вскоре, надеются в компании, сотрудники на законных основаниях смогут отказывать в продаже билетов провинившимся ранее клиентам. У нас до этого пока не дошло. По той простой причине, что алкоголь предлагают только в бизнес–классе. Но новую политику ближайших соседей нужно иметь в виду: мы летаем самолетами не только «Белавиа», а со спиртным — главной причиной дебошей во время полета — подчас не знают меры пассажиры ни бизнес–класса, ни экономкласса.


Изменения в Воздушный кодекс России вступят в силу уже летом. И перевозчик получит право на год закрыть небо для авиадебошира. Тех, кто попал в «черный список», конечно, уведомят заранее, не перед самым вылетом. Так что пассажир в случае чего может выбрать другую авиакомпанию — пока об общей базе для всех речи не идет. Не согласен с решением? Его можно обжаловать в суде. И потом билет продадут в любом случае, если человек летит на похороны, на лечение или сопровождает инвалида. Но эксперты сходятся во мнении: в новом законе полно лазеек. Вполне вероятно, отказ получат лишь единицы. Вообще, станет ли угроза «черного списка» моментом отрезвления? Не факт. Многие и летают–то раз в год — во время отпусков, так что годовое табу на полеты — так себе ограничение...

В авиакомпании «Белавиа» признают: трудные пассажиры встречаются и на наших рейсах. Но все же проблема не такого масштаба, как в соседних странах. Хотя вот буквально 26 февраля нашего соотечественника арестовали на 12 суток за дебош на борту самолета, летевшего из Екатеринбурга в Благовещенск. Картина была типичная: по салону разгуливал, на замечания не реагировал, выражался, мешал работе экипажа...


Заместитель генерального директора «Белавиа» по коммерческим вопросам и маркетингу Игорь Чергинец говорит, что «черных списков» у авиакомпании нет и перенимать российский опыт у нас пока не намерены:

— Сегодня наше законодательство не позволяет отказать человеку в покупке билета на самолет, потому что в предыдущий полет он нарушил правила на борту. Случаев таких — единицы, поэтому надобности в каких–то ограничениях нет. Да, алкоголь на борту у нас в свободном доступе только для пассажиров бизнес–класса. Но, если честно, я не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать спиртное и в экономклассе. Это ведь не означает, что все поголовно начнут злоупотреблять и вести себя неадекватно.

С другой стороны, сотрудники наших авиалиний проинструктированы, как себя вести в подобных случаях: бортпроводники проходят курсы по авиационной безопасности, а в документах, которые регламентируют деятельность команды, есть отдельная позиция — «пьяные дебоширы на борту». Основная задача бортпроводника — обеспечить безопасность во время полета. Если разгорится конфликт, то по прилете нарушителя спокойствия передадут в руки службы безопасности аэропорта, сотрудники которой потом и составят протокол.

meleshko@sb.by

ЦИФРЫ «СБ»

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в период с 2010 по 2013 год произошло 20.000 инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах. В 2014–м зафиксированы 9,3 тысячи случаев, а в 2015–м — 10,8 тысячи. Начиная с 2006 года компанией «Аэрофлот» было зафиксировано 3,5 тысячи нарушений на борту. Самый громкий скандал произошел в 2013 году: саратовский бизнесмен Сергей Кабалов набросился на стюарда и угрожал угнать самолет.

ВОПРОС РЕБРОМ

Как усмиряют буйных на борту?

По словам бортпроводницы Ксении Федоронок, белоруски, работающей в одной из авиакомпаний средневосточных авиалиний, порой, чтобы приструнить скандалиста, приходится использовать практически армейскую амуницию, иногда — технику нанесения ударов по болевым точкам и приемы психологического воздействия:

— Мы проходим специальные тренинги и каждый год сдаем экзамены на подтверждение лицензии. В общем, если на борту происходит что–то из ряда вон выходящее, например, пьяный вдрызг пассажир начинает драться, мы стараемся урегулировать конфликт по уже отработанной схеме. Первое правило, которым пользуются все бортпроводники — LEAP: в переводе с английского — «слушай, сочувствуй, задавай открытые вопросы, парафразируй». Что касается выпивки, то здесь работает принцип светофора. Зеленый свет — значит, пассажир навеселе, но поведение адекватное. Желтый «включается», когда у человека путается речь, он повышает голос, видно, что находится под влиянием алкоголя — важно не упускать его из виду, предлагать больше воды и еды, чтобы он не так быстро и не так сильно пьянел. И красный — стеклянный взгляд, проскакивает ненормативная лексика: в этот момент можно отказать в подаче алкоголя, но такое решение вправе принять только старший бортпроводник. Порой это только усугубляет положение. Тогда проводник спокойно, но громко при свидетелях произносит фразу приблизительно такого смысла: «Ваше поведение неприемлемо, и если вы продолжите так себя вести, мы вынуждены будем перейти к необходимым действиям». Процентах в 80 случаев она работает.

Если нет — есть комплект для ограничения. В нем 3 пары пластмассовых наручников, 2 веревки, ключ и специальные ножницы, с помощью которых можно быстро срезать наручники. Связанного нарушителя не отпустят даже в туалет.

Между прочим, в Австралии разрешено обезвреживать невменяемых пассажиров электрошокером. Такие же правила и у корейской авиакомпании Korean Air.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В «черный список» можно угодить, если авиакомпания решит, что ваши действия угрожали жизни и здоровью других пассажиров, а полет из–за вас перестал быть безопасным. Отказывались выполнять распоряжения экипажа? Курили, не пристегнулись ремнями безопасности, вставали на взлете и посадке? Это веские причины, чтобы вас «забанили». А вот угрозы и шантаж — уже более серьезное преступление: за такое можно и в тюрьму. Срок бана везде разный: был случай, когда авиакомпания запретила пассажиру полеты на всю жизнь. Канадец Гийом Бутин был внесен в черный лист Air Canada навсегда за то, что, опоздав на рейс, вел себя агрессивно и некорректно в разговоре с сотрудниками аэропорта.

В ТЕМУ

У экипажей российских авиакомпаний не появится полномочий применять к буйным пассажирам спецсредства — действовать по–прежнему можно будет только уговорами. А ведь одно время в России даже думали последовать западному опыту и ввести службу воздушных маршалов — специалистов, которые бы сопровождали гражданские самолеты и в случае чего решали конфликты на борту. Но оказалось, что это слишком затратно и не всегда необходимо.

КСТАТИ

В Японии за неадекватное поведение на борту самолета могут назначить штраф почти в 5 тысяч долларов, а в США — и вовсе от 10 до 25 тысяч.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter