Молодой кинорежиссер Егор Бяков: белорусскому кино не хватает поддержки зрителя

Длинный прокатный метр

Кинопрокатный бизнес в нашей стране развивается активно: растет число кинотеатров, а билеты на премьеры раскупаются на все сеансы. Интерес у зрителя к фильмам есть, но, увы, не к нашим. По статистике, более 90% всех лент в прокате — это импортная продукция. Однако есть молодые энтузиасты, которые уверены, что исправить ситуацию можно, и активно в этом направлении работают. 21-летний режиссер Егор Бяков, успевший получить множество наград на кинофестивалях, рассказал о своем творческом пути и поделился размышлениями о том, что может помочь белорусскому кино.

«Концерт для мамы»
С короткометражным фильмом на-чинающий режиссер объездил заг-раничные кинофестивали и получил
несколько международных премий

Режиссерские задатки у Егора с детства: еще в школе на самую простую камеру он снимал ролики и клипы. В те времена даже удалось поймать свою минуту славы — о юном режиссере написали в газетах, когда он стал первым, выложившим в интернет ролик о клипмейкинге. После окончания школы Егор поступил в Академию искусств на специальность «Режиссура, кино и телевидение».

— В нашем деле огромную роль играет практика, но учеба в академии тоже дала мне очень многое: помогла понять азы профессии, разобраться, чем конкретно я хочу заниматься, и освоить технику монтажа, — вспоминает Егор. — Особенно благодарен своему мастеру Павлу Иванову. Будучи учащимся академии, я, кстати, создал самую значимую для меня короткометражку.

С трехминутным фильмом «Концерт для мамы» начинающий режиссер объездил заграничные кинофестивали и получил несколько международных премий. Среди них — Гран-при в номинации «Лучший иностранный художественный фильм» на международном фестивале 100-секундных фильмов в Иране, награда в Минске на фестивале социального кино и «Телевершина» в номинации «Теледебют». В видео Егор затронул всегда актуальную тему семьи:

— В ленте рассказывается история об обыкновенном мальчике из простой семьи, который хочет сказать спасибо своей маме, поблагодарить ее за то, что она делает для него, не жалея ни сил, ни денег. Короткометражка, кстати, автобиографическая.

Когда работа в радость

После успеха фильма Егора стали активно приглашать к сотрудничеству. Некоторое время он работал на телеканалах «Беларусь 2» и «Беларусь 3».

— Нам, молодым режиссерам, дали пространство для творчества, что для меня очень важно. За проект «Мой Богданович» в этом году мы взяли «Телевершину». Интересно также было работать над циклом фильмов-портретов «Майстэрня: гісторыя аднаго мастака»: мы рассказывали о том, как живут, творят и о чем мечтают современные белорусские художники, скульпторы.

За проект «Мой Богданович» на телеканале «Беларусь 3» Егор и его команда получили «Телевершину»

Сейчас же режиссер ненадолго покинул родные края и уехал в Астану: туда его пригласили поработать над серией фильмов о необычных людях Казахстана.

Самое тяжелое в процессе создания киноленты, по словам Егора, вовсе не съемка и не монтаж, а хороший сценарий, способный заинтересовать зрителя. Если идея слабая — никакие спецэффекты не спасут. Однажды Егору пришлось поработать и за режиссера, и за сценариста: это оказалось весьма сложно, но оно того стоило — документальный фильм снова взял несколько наград.

Что происходит с кино?

Смотрит ли режиссер современное белорусское кино? Нет. Новинки выходят крайне редко, а те, которые все же появляются в прокате, не рекламируются так активно, как зарубежные ленты. Хотя в памяти всплывают и сильные работы: в свое время очень впечатлили «Знак беды» и «В августе 44-го...». Егор Бяков поделился своими размышлениями о возможных причинах непопулярности нашего кинематографа сегодня:

— Во-первых, у нас молодым режиссерам сложно найти команду для съемки фильма. Мы не располагаем большими финансовыми возможностями, не можем много заплатить за работу оператору и остальной команде, а готовых работать за идею — единицы. Поэтому получается так, что режиссер зачастую одновременно и оператор, и сценарист, и продюсер, и монтирует видеоряд. А во-вторых, нам очень не хватает поддержки зрителя. Он не верит в наше кино.

Егор БЯКОВ: «Молодому ре-жиссеру сложно найти коман-ду для съемки фильма»

Режиссер вспоминает несколько случаев, когда фильмы нашего производства, не имеющие никакого успеха в прокате внутри страны, отправлялись на зарубежные фестивали, получали там множество наград, и только после этого на родине при повторном прокате вдруг начинали набирать полные залы зрителей. Возможно, все дело в недостаточной эффективности рекламы кинолент.

— Какое кино заинтересует зрителя? Главное в этом деле, на мой взгляд, современность. Кино должно отвечать на волнующие вопросы: это могут быть драмы о проблемах молодежи, это могут быть комедии о разнице воспитания поколений, это могут быть военные фильмы, но в которых обязательно должна присутствовать современность, — так рассуждает он. — Конечно, не обойтись сегодня и без крутых поворотов в сюжете: зритель избалован, его надо удивлять.

Сам начинающий режиссер восхищается творчеством Клинта Иствуда, а особенно его картинами «Подмена» и «Снайпер». Из российского кинематографа он равняется на Андрея Звягинцева и клипмейкера Алана Бадоева. В планах у Егора — помочь нашему кинематографу стать более успешным и, конечно же, «снимать, много и качественно снимать».

matuzova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter