Длинные проблемы на короткой воде

Сегодня в Стамбуле стартует чемпионат мира по плаванию...

Сегодня в Стамбуле стартует чемпионат мира по плаванию. Зимний, «короткий». Но это все — технические условности. В 25–метровом бассейне медали завоевывать ничуть не проще, чем в его «олимпийской» версии. Соперники, за малым исключением, те же. Надежды — привычные. У белорусских поклонников водных видов спорта в последние годы почти все они связаны с именем Александры Герасимени. И сама Саша не скрывает, что отправляется в Турцию за победой. В ранге двукратной серебряной медалистки Олимпиады и в отсутствие главной конкурентки — голландки Раноми Кромовиджоджо — на «постное» участие Герасимене размениваться не по статусу. Впрочем, за спиной белоруски также можно рассмотреть немало интересного.


Необычно уже то, что в Стамбуле традиционно представительная женская часть белорусской команды ограничивается одной Сашей. Помимо нее, в Турцию отправились шестеро ребят, и, по словам тренеров, не только на элиту посмотреть. Мужчины прибавили. И если к участию Павла Санковича на крупных турнирах мы уже привыкли, то возможности остальных — загадка даже для них самих.


Евгений Цуркин, например. Заговорить о себе всерьез 21–летний гомельчанин заставил в мае, когда выиграл «бронзу» чемпионата Европы. Тогда говорили про сенсацию и неожиданность, однако парень с методичностью автомата принялся обновлять национальные рекорды, переписывая их по нескольку раз в течение одного турнира. Вероятнее всего, от традиции Цуркин не отступит и в Стамбуле, однако к достижениям местного масштаба сам спортсмен относится снисходительно: пройденный этап...


— Рекордов за последнее время и вправду много. Но к ним нужно относиться с пониманием. В первую очередь пониманием того, что на международном уровне высшие достижения Беларуси — это в лучшем случае полуфинал. Не больше. Таков был уровень нашего мужского плавания в последние годы. Так что протоколы нам еще переписывать и переписывать.


— Почему девушкам делать это удавалось гораздо успешнее, чем мужчинам?


— Так вышло, что женское плавание у нас сильнее и внимания ему уделяется больше. Подобрался сильный состав, девушки плыли — им соответственно и поддержка, и сборы. А ребята были на вторых ролях. Во всех смыслах. Но сейчас мы тоже добавили: надеемся, что о нас вспомнят.


— Вспомнят — это в смысле «денег дадут»?


— Деньги не всегда решают. Были уже примеры, когда спортсмен уезжал, получал зарплату, но результаты у него падали. Для прогресса гораздо важнее условия. Сборы, например. Я за границей тренировался лишь дважды: один раз перед чемпионатом мира в Шанхае, второй — перед Олимпиадой. Оба раза в Словении. И все. Сейчас хоть в горы обещают вывезти...


— Горы — понятно. Но в чем разница работы в белорусском и, условно, словенском бассейнах?


— Разница огромная. Например, вода. Мы здесь так к этой хлорке привыкли, что когда плывешь где–то за границей, то кажется, что легкие сами разворачиваются. Или вот еда. В Бобруйске, где мы проводим на сборах большую часть времени, готовят «на зал». И ладно, если бы хоть было съедобно. Мясо это замороженное... А в Словении — индивидуальный подход, свежие продукты. Все это, кажется, мелочи, но когда они складываются вместе — разница колоссальная. Особенно для меня, спринтера, которому важно быстро набирать мышечную массу.


— Но вот мы требуем лучшей доли, а потом приезжаем на чемпионат мира и выясняется, что плывет по–прежнему одна Герасименя...


— Но это не потому, что она — такой уникальный феномен. Талантлива — да. Но ее победы — это результат тяжелых тренировок. В плавании вообще все просто: если ты работаешь — ты плывешь. Все остальное вторично. Вспомните Майкла Фелпса. Тоже говорили, что у него невероятные данные, которые еще долго не позволят никому даже приблизиться к таким результатам. Но сегодня уже есть немало ребят, которые плывут быстрее. Все реально, если не думать, что медали сами придут тебе в руки.


— Показалось, что в Беларуси пловцы поверили в реальность мировых пьедесталов лишь после того, как начала побеждать Герасименя?


— Согласен. Во–первых, Саша тянула все белорусское плавание. Если бы не ее успехи, кто знает, что о нас говорили бы и говорили ли вообще? И как бы относились? Возможно, кому–то ее пример действительно помог поверить в себя. Ведь в белорусском плавании главная проблема — не потеряться. В детстве все плывут, потому что нравится. Взрослые плывут за деньги. А вот период, когда детский энтузиазм уже прошел, а более осязаемых стимулов не появилось, проходят не все. И здесь очень важно, когда есть пример того, что любой может стать чемпионом.


— Ты тоже мог «потеряться»?


— Не думаю. Я всегда знал, что могу плыть лучше. В юношеском и молодежном возрасте у меня практически не было успехов. На единственный чемпионат мира, куда я отобрался, взяли других ребят — квота была только на двух человек. Обидно? Немного. Но я видел, что плыву все быстрее, и знал, что наверстаю свое. Поэтому, несмотря на то, что моя медаль на майском чемпионате Европы стала неожиданностью даже для меня самого, я знаю, что и это — не предел. Раньше, стоя рядом с более опытными соперниками, я терялся. А сейчас многие из них, замечаю, обижаются на то, что я плыву быстрее. Значит, все в порядке.


Состав сборной Беларуси на чемпионате мира:


Александра Герасименя (50, 100 метров вольный стиль, 100 метров комплекс), Павел Санкович (50, 100 метров на спине, 200 метров комплекс), Виктор Вабищевич (50, 100 метров брасс), Евгений Цуркин (50, 100 метров баттерфляй, 50 метров вольный стиль), Арсений Кухарев (50, 100, 200 метров вольный стиль), Юрий Суворов (200, 400 метров комплекс), Владимир Жигарев (400, 1.500 метров вольный стиль), комбинированная эстафета 4х100 метров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter