ДК районного масштаба

Это сейчас, когда "Фабрика звезд" и "Народный артист" бьют все рейтинги, принято считать, что идеи эти пришли к нам с западного телевидения. А до этого, мол, никто молодыми талантами у нас не занимался и никому они не нужны были. Здрасьте! А как же наша "Зорная ростань"? А "Утренняя звезда" Юрия Николаева, где каждый третий неизменно "выстреливал" в эфир? Вспомните хотя бы Анжелику Варум, Юлию Началову, солиста группы "Смэш" Влада Топалова. Просто больших денег тогда не было. Это верно. Искусство делалось ради искусства. Потому, может быть, и получалось чище. Отрадно, что в нашей провинции и сегодня живы традиции самодеятельной музыкальной культуры.

Уик-энд в Крынках

В столице уик-энд можно разнообразить по своему желанию и средствам: хочешь, в боулинг-клубе мячи гоняй, хочешь - по бильярдным шарам лупи или "заклубись" на всю ночь. В конце концов, культурно сходи в оперу. В деревне всё, конечно, по-другому. Вариантов досуга, безвредных для здоровья, немного: кино, домино, танцы.

Деревня Крынки находится в 30 километрах от Лиозно. Знаменита она тем, что народный писатель Беларуси Михась Лыньков считал эти места родными. Ландшафты его "Мiколкi-паравоза" списаны с крынковских пейзажей. И клуб здесь сохранился. Да еще какой!

Десант работников Лиозненского Дома культуры под руководством его директора Ирины Ивановой высадился именно в Крынках. Повод был достойный - прошедший недавно День работников сельского хозяйства.

...Час до концерта. Ребята выгружают аппаратуру. Участники репетируют концертные номера. У двери стоят две местные бабушки, смущаются. Разговорились. Оказывается, пришли за час до концерта занять места, чтобы, как говорится, лучше видеть и слышать. "Хочется на живых артистов посмотреть! А вон и Саша Устинов, наш, крынковский", - с гордостью сказали они, показывая на молодого человека, расставляющего участников танцевального коллектива на сцене по своим позициям...

Культурная электричка

В отношении Саши Устинова никаких других слов, кроме как "самородок" и "талант", работники ДК не употребляют. Четыре года учился в Витебском хореографическом училище. Теперь преподает в кружках при ДК. Коллеги настаивают на том, чтобы Саша поступал учиться дальше. Такие мысли у него есть. Мечтает о Смоленском институте хореографии.

Вообще, несмотря на молодые годы, Саша принципиален и чрезвычайно требователен в работе. Сетует на непрофессионализм отдельных участников коллектива. Улыбается на комплименты. Ему, с его классической хореографической школой, все по плечу - и модерн, и народные танцы. Сделанные им динамичные номера вызывали у публики просто отчаянный восторг. Так что само собой вырывалось: "В Смоленск, Саша, в Смоленск!"

Конечно, у настоящей "Фабрики звезд" производственных проблем меньше. А здесь часть участников концерта вместе с костюмами приехали в Крынки в холодной электричке, потому что своего приличного транспорта у ДК нет. Маленького автобуса хватило только на то, чтобы разместить некоторые костюмы и еще 7 человек. Другие на их месте никуда бы и не ездили, ссылаясь на отсутствие транспорта. А здесь столько напора, столько желания творить и дарить людям радость...

Предконцертные волнения, впрочем, были совсем напрасны. Зал набит битком, а представление напоминало пятничный отчетный концерт "Фабрики" - по энергетике и куражу. Тем более что артисты и зрители знали друг друга поименно.

- Все же нелегко выступать в родных местах, - скажет после Ольга Гуделева, худрук Дома культуры. - Столько ответственности!

Красивая легенда

Говорили, что в этих местах во время войны нашли маленькую девочку, которая осталась сиротой. Ее подобрали наши солдаты и отдали в детдом. Никаких документов при ней не было. Когда начали думать, как ее назвать, дали фамилию Лиознова. Девочка выросла, выучилась, стала знаменитым кинорежиссером, автором фильма "Семнадцать мгновений весны" Татьяной Лиозновой.

Легенда красивая. В нее хочется поверить. Жаль только, что при ближайшей проверке она рассыпается. Если вы поинтересуетесь фактами биографии замечательного режиссера, то выясните, что к началу войны Лиознова была девушкой уже достаточно взрослой, чтобы запомнить свою фамилию, - родилась она в 1924 году и не в лиозненских местах, а в Москве. В биографии упоминаний об этих местах нет. Единственная привязка - отец Лиозновой в Великую Отечественную погиб "где-то под Смоленском". Можно предположить, что в Лиозно. Ведь здесь девять месяцев стояла линия фронта.

Зато есть другие великие соседи из приграничных смоленских деревень - Людмила Касаткина и Юрий Никулин. И это чистая правда.

Трое на культурной ниве

- Работать сегодня тяжело, - замечает Ирина Иванова. - Нас, например, в районном Доме культуры всего трое, и мы с ужасом ожидаем новогодних праздников, когда придется пахать на культурной ниве день и ночь.

И Иванова, и Гуделева, что называется, "играющие тренеры". И руководят, и сочиняют, и сами выступают. От души и проникновенно.

Кстати, парадоксально, но факт: концертный зал Крынковского ДК больше районного.

- Это была тенденция 80-х, - говорит его директор Татьяна Дубовая, - когда дома культуры строились масштабно, с размахом, для того чтобы жители села не чувствовали себя отделенными от культуры.

Но, как показывает жизнь, дело в общем-то не в размере. Культура дышит, где хочет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter