Новый скандал в германском автопроме

Дизели оскандалились

Вопрос о том, совместим ли бизнес с моралью, занимает не только меня. Так же как вопрос о совместимости с моралью политики. На эти темы пишут исследования, защищают диссертации и выстраивают серьезные карьеры в академических кругах. Серьезные карьеры в кругах деловых и политических на морали не построишь. Хотя многие из тех, кто на виду что в политике, что в бизнесе, утверждают: можно быть моральным (и даже высокоморальным) человеком и управлять корпорациями, организациями и странами. Я им не верю, но кому есть дело до моего мнения? А вот то, что вера многих немцев в мораль своих корпораций оказалась подорвана, весьма симптоматично. Как показывают недавние опросы общественного мнения, 53% граждан Германии перестали доверять своим автопроизводителям. В стране, где непосредственно в автомобильной промышленности занято около 800 тысяч человек, на долю автопроизводства приходится 23% от всей промышленности, а на экспорт вывозится три четверти произведенной продукции, это реально плохой симптом. Особенно когда страной руководит высокоморальная дочь лютеранского пастора.

Причиной тому новый скандал, который разгорается в немецком автопроме, пока еще не забыт “дизельгейт”, ставший, как говорят специалисты, сильнейшим ударом по репутации германского автомобилестроения. “Фольксваген” обманывал потребителей и службы, которые следили за соблюдением экологических стандартов: специально внедренное программное обеспечение позволяло показывать во время тестов результаты, соответствующие нормам. Но тестовые машины от реальных отличались, и их выхлопы, конечно, тоже. В результате “Фольксваген” отозвал с рынков США и Европы 11 млн автомобилей (из них 8 млн в Европе) и согласился заплатить около 15 млрд евро (!) американским водителям в качестве компенсации. Европейские водители никаких компенсаций не получат. Почему? Да потому, что правила и регуляции в Европе для таких случаев слабее, и их можно обойти. Мораль? А что это такое? Кстати, в том же опросе 75% немцев высказались за то, чтобы правительство жестче реагировало на нарушения автопроизводителями своих обязательств и существующих правил.

Но правительство, если и хочет (а в этом есть серьезные сомнения), то не может. Есть такое понятие: слишком велик, чтобы пасть. Это касается в первую очередь системообразующих предприятий и отраслей. Автомобильная промышленность в Германии именно из таких. Поэтому новый скандал оказался таким неприятным: в него вовлечены все самые известные производители — “Фольксваген”, “Ауди”, “Порше”, БМВ и “Даймлер”. Их обвиняют в картельном сговоре — в том, что начиная с 1990-х годов более двухсот их сотрудников проводили регулярные встречи, на которых обменивались технической информацией и договаривались о: 1) снижении оптовых цен на закупки у поставщиков; 2) поддержании цен на свою продукцию.

Сведения об этих встречах и возможном заговоре разгласил “Фольксваген”, и в случае если факт картельного сговора будет доказан (а это сложная и долгая процедура), компании удастся избежать штрафа. Как удалось избежать его производителю грузовиков MAN в аналогичном обвинении, которое Европейская комиссия предъявила пяти компаниям, производящим грузовики. Еврокомиссия наложила штраф в 2,93 млрд евро, но MAN платить не будет: компания “сдала” подельников.

В Европе слышится недовольный гул: мол, когда в следующий раз Германия будет говорить нам о морали, мы напомним, что у нее разная мораль для своих и чужих. И напоминают о том, что больше всего на греческом кризисе заработали именно немецкие банки. Почему, например, “Фольксваген” не платит никаких штрафов дома? Да очень просто: каждое седьмое рабочее место в стране тем или иным образом зависит от автопрома, а рыльце, что называется, у всех в пушку: тронь одного — посыплются остальные. Причем не только в Германии. Ведь проблемы, аналогичные “дизельгейту”, есть и у “Даймлера”, и у “Рено”, и у “Фиата” с “Крайслером”. Понятно, что государство защищает свою промышленность. Бизнес и мораль? Не смешите политиков.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter