Дизайнеры ностальгируют по настоящему

Выставка света "Лiхтарт-2017": все глубже в прошлое

«А теперь в честь открытия Паша сыграет вам на фортепиано», — оповестил собравшихся председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский, и Павел Дорохин растянул меха баяна. Как было обещано, взгромоздившись на пианино. Вернисаж по случаю третьего «Лiхтарта» больше всего напоминал душевный квартирник, этот любимый формат советского андеграунда, сокращавший дистанцию между публикой, автором и его произведением до минимальной. Нарочито обшарпанные стены галереи БСД лишь добавляли ощущения перемещения в прошлое, память о котором явственно сохранили если не сами арт–объекты, то практически все материалы, из которых их создали. Начиная от «Звездолета» Игоря Сашуна и Александра Трусова у самого входа, сооруженного из старых коньков, утюгов, самоварных труб и мотоциклетных стекол. И вплоть до коллекции отслуживших винилов фирмы «Мелодия» от Геннадия Катлинского. Разговор об альянсе дизайнерской мысли и современных технологий, на который я настраивалась, отправляясь на очередную выставку проекта, уже дважды признанного «одним из наиболее ярких культурных событий Минска», в подобном интерьере просто не имел смысла.


Cтартовый «Лiхтарт», проведенный в стенах галереи «Университет культуры» в 2014 году, был не просто выставкой, а настоящим фестивалем дизайнеров, итогом которого стало открытие первого шоу–рума белорусских авторских светильников в модном минском салоне. «Лiхтарт–2015» получил грант Евросоюза и позволял предполагать, что продвинутые эксперименты участников проекта с виджеингом и рисованием светом под звуки арфы вот–вот оформятся в новое ответвление белорусского искусства. И вдруг «Лiхтарт–2017», по–прежнему посвященный свету «в философском и прикладном аспектах» (так обозначено на афишах), предлагает вспомнить о времени, когда телефоны еще вешали на стены, а абажуры плели из веревок для макраме.



Подобные арт–объекты здесь демонстрировались и раньше, но не так категорично. Нынешний «Лiхтарт», уточняет Дмитрий Сурский, выставка «безбюджетная», однако многие работы создавались специально под этот проект:

— Вполне можно было развернуться и на большем пространстве, но, во–первых, здесь уже сложилась своя особенная атмосфера, которую жалко разрушать. А во–вторых, таким было желание авторов: максимально приблизить их работы к публике.


К прошлой выставке Дмитрий поместил горящую лампочку в петлю висельника, иронизируя над тем, что «некоторые люди предрекали нашему союзу близкий суицид». Однако дизайнеры продолжают сберегать свое содружество даже через тысячи километров: вот и Наргиза Усманова, переехавшая в Канаду, сохранила членство в БСД, прислала к новому «Лiхтарту» видеозапись своих инсталляций, которые устраивала в самом центре Торонто. На одной из стен галереи это видео идет по кругу, и там — все то же: вспыхивающие между деревьями узоры белорусских рушников, светящиеся травяные шары, купальские костры. Ничего футуристического, высокотехнологичного, компьютерно–фантомного. Одна сплошная ностальгия по прошлому и настоящему. В смысле, натуральному.


В этом году на Международной книжной выставке–ярмарке в Минске каталог Белорусского союза дизайнеров «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы» объявили одним из лучших национальных изданий. Вошел сюда и словарь забытых предметов прежнего быта, о назначении которых порой трудно даже догадаться — так давно они вышли из обихода. Чем глубже мир погружается в виртуальную реальность, тем настойчивее БСД с помощью волонтеров продолжает собирать старые вещи, которые сегодня имеют ценность разве что в глазах историка или художника. И сочиняет все новые выставочные проекты, возвращающие прошлое зримо и осязаемо. Минувшим летом в деревне Салатье под Гродно наши дизайнеры провели уже третий пленэр, где бок о бок с коллегами из ближних и дальних стран создавали арт–объекты из гигантских деревянных катушек для кабеля на темы, навеянные думами о былом. Сейчас это популярное место у туристов. И новый «Лiхтарт», вне сомнения, согреет светом своих ламп (и не только их) еще очень многих. Выставка продлится до Нового года. Как и прежде, вход для гостей остается бесплатным.


Очевидно, для БСД этот проект очень важен, причем именно в таком несуетном интерьере. Могли ведь устроить свою выставку в пространстве завершившегося на прошлой неделе Национального фестиваля архитектуры, им предлагали. Но три фестивальных дня и необходимость делить свой «Лiхтарт» с множеством других событий форума показались дизайнерам неподходящим форматом для основательного погружения в их философию. Хотя фест архитекторов они поддержали, выставили там свои стулья. Комфортные даже на вид, созданные из дерева, дедовских валенок и изношенных железяк и выглядящие действительно ново среди уже привычного обилия стекла и бетона. Словом, оторваться от реальности дизайнеры нам не позволят. Ведь именно они определяют декорации нашей завтрашней жизни. В которой определенно должно остаться время для неспешного разглядывания старых семейных фотографий в уютном свете лампы с абажуром.


cultura@sb.by

1/
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости