В Беларуси есть все возможности для развития fashion-туризма

Дизайнер – не портной

Еще десять лет назад наши модники предпочитали ездить за обновками за границу и носить вещи известных мировых марок. Сегодня все престижнее становится иметь в своем гардеробе одежду от белорусских дизайнеров и fashion-брендов. Поменять к ней отношение потребителей во многом помогла Belarus Fashion Week, впервые организованная в 2010 году. Основатель и руководитель проекта председатель республиканской общественной организации «Белорусская палата моды» Янина Гончарова смогла не только объединить небезразличных к моде белорусов, но и доказать, что в нашей стране может быть своя fashion-индустрия. Накануне юбилейного, двадцатого сезона международного форума мы поговорили с Яниной об успехах и проблемах fashion-отрасли.

Фото предоставлено Белорусской палатой моды

— Янина, что принято считать началом белорусской fashion-индустрии?

— Мода в Беларуси была всегда. Предприятия легкой промышленности, Центр моды, концерн «Беллегпром»… Некоторые организации существуют более 70 лет. Но это не fashion-индустрия. Сшить костюм и поставить в магазин — это производство одежды. А вот создать коллекцию, сопроводить красивой пиар-историей, показом, участием в выставке, доказать покупателю ее ценность и уникальность — это fashion-индустрия. Могу сказать, что еще в начале 2000-х ее в Беларуси не было. Проводились фестивали «Белая амфора», «Мамонт», «Мельница моды». Но это конкурсы. Это не про fashion-индустрию, где покупают, платят, зарабатывают, куда вовлекается большое количество людей — дизайнеры, модели, стилисты, критики, фотографы, пиарщики, блогеры. Все они работали и в то время, но как-то разрозненно. Belarus Fashion Week помогла их объединить. Могу говорить, что с первого показа, первой походки на подиуме BFW наших дизайнеров и началась эра белорусской fashion-индустрии.



— Вашу идею Belarus Fashion Week сразу приняли на ура?

— Признаться, в эту инициативу мало кто верил. Первыми мыслями о запуске проекта я поделилась с Вячеславом Зайцевым, у которого проходила стажировку и работала моделью. И он сказал: делай, в стране должна быть площадка, где будут зажигаться новые звезды, где известные дизайнеры смогут показывать свои коллекции и публично оправдывать добавленную стоимость одежды. Наверняка у потребителя возникает вопрос, почему одежда Balunova, Nelva или Alena Goretskaya стоит дорого. Prada — понятно. У бренда мировая слава. Но за счет чего эта слава? Бренд вкладывает в свой пиар — платит за рекламу в журналах и на билбордах, снимает ролики, участвует в неделях моды. Это должны делать и белорусские дизайнеры. Belarus Fashion Week открыла им такой путь.

— За последние десять лет количество дизайнеров в стране выросло в разы. Но всех ли можно отнести к fashion-индустрии?

— Начать шить одежду, производить сумки или аксессуары у нас не так сложно. Можно стать самозанятым, оформить ИП. Ставки налогов невелики. Тем удивительнее, что некоторые пытаются их избежать. Даже известные дизайнеры порой не открывают ИП, не желая платить государству и правильно развиваться в обществе. Не становятся работодателями, не платят моделям, стилистам, фотографам. И здесь возникает вопрос о честности. Мы все понимаем, что себестоимость одежды не такая высокая. Например, худи можно пошить за 40—60 рублей. А продавать его могут и за 300. То есть остальное — дополнительные расходы (аренда, зарплата и, конечно же, работа самого дизайнера).

Одно дело, если ты вложился в пиар одежды, рассказал о ее уникальности, привлек к работе специалистов, принял участие в Неделе моды. Добавленная стоимость в данном случае оправданна. Но если сам пошил, сам сфотографировал, сам выложил в Instagram, сам продал… Это никакой не fashion, а обычный пошив одежды. Такие insta-дизайнеры сродни портных «на дому». Поэтому шьют одежду многие, однако настоящих дизайнеров у нас не более сотни. Многие из них — члены Белорусской палаты моды.

— Кого бы вы отметили особенно?

— Полину Воронову и Ларису Атаманову, Марину Давыдову, Татьяну Ефремову, Ирину Бойтик, Юлию Гилевич, Марину Парфенович, Ольгу Новик, Юрия Кота, Тамару Горидовец, Дмитрия Шолохова, Юлию Латушкину, Ивана Айплатова… С ними начинали Belarus Fashion Week, и они остались до сих пор на слуху. А все потому, что первоначально у них был очень ответственный подход. Этим дизайнерам всегда хотелось расти и развиваться. Видим и классные молодые бренды, например LSD (Дарья Лебедева), KAZAKI (Алина Казакевич), UNEED (Юлия Тарновецкая). К сожалению, многие начинающие дизайнеры не хотят учиться, развиваться, совершенствовать свой бизнес. А без этого в fashion-индустрию не попасть. Общественное объединение Белорусская палата моды поддерживает дизайнеров различными проектами — семинарами, воркшопами, мастер-классами. В прошлом сезоне в рамках Belarus Fashion Week сократили количество модных показов, дали возможность продемонстрировать коллекции только тем дизайнерам и брендам, которым это действительно нужно. Зато больше внимания уделили образованию дизайнеров. Организовали бесплатную образовательную платформу с ежедневными выступлениями экспертов из разных стран.

— Можно ли сказать, что частный fashion-бизнес в нашей стране количественно и качественно выражен лучше, чем во многих близких к нам странах?

— Определенно. Согласно статистике, производством одежды у нас занимается около 2000 юридических лиц. Много частного мелкого бизнеса. Субъекты работают в основном в Минской области, Бресте, Гродно, Витебске. Для такой небольшой страны, как наша, это действительно много. Причем есть очень яркие бренды. Когда выезжаем на международную выставку моды CPM в Москву, все внимание приковано к белорусским стендам. Русские клиенты очень любят наших дизайнеров. И пока 90 процентов белорусских компаний работают на Россию. А вот на страны ЕС не так много. Сейчас помогаем белорусским дизайнерам и брендам выйти на европейский рынок.

— И здесь речь не только про бизнес, но и про имидж страны?

— Конечно! К сожалению, не все понимают, что fashion-индустрия — имидж страны. А ведь Беларусь у многих ассоциируется с красивыми девушками. Почему к этой ассоциации не добавить еще стильную уникальную дизайнерскую одежду? Это могло бы стать хорошим брендом страны. Грузия fashion-индустрию включает в программу развития туризма. Страна привлекает к себе туристов вкусной едой, горными курортами и дизайнерской одеждой. Хотя дизайнеров там в 3—4 раза меньше, чем у нас. Но они организовывают пресс-туры на Mercedes-Benz Fashion Week в Тбилиси, приглашают на недели моды гостей из других стран и так далее. К нам на Belarus Fashion Week также приезжают известные зарубежные журналисты, блогеры, инфлюенсеры. Они пишут про красивый Минск, интересную советскую архитектуру, наших дизайнеров. У них складывается приятное впечатление о Беларуси, они делятся им на родине. Мы бы хотели, чтобы Belarus Fashion Week вошла в список значимых событий для страны. Чтобы мы прошли грузинский путь. Но для этого нужно работать сообща — дизайнерам, частным компаниям, крупным предприятиям легкой промышленности. Белорусская палата моды — крепкий отраслевой союз с хорошим авторитетом и имиджем. Но в одиночку двигать fashion-индустрию нам сложно. Поэтому мы надеемся на ближайшую интеграцию с государством, чтобы оказывать содействие малому и среднему бизнесу. Недаром в стране много говорят о государственно-частном партнерстве. Добиться настоящих успехов мы можем только вместе.

— Какие планы на юбилейный сезон Belarus Fashion Week?

— Продолжим работать в прежнем направлении. Меньше показов — больше знаний. Обязательно порадуем наших дизайнеров интересными спикерами и представителями СМИ. Это инвестиция в развитие дизайнеров и всей fashion-индустрии. Хотя признаюсь, что это не легко. Если эксперты благодаря моим личным контактам и соглашаются работать без гонораров, то спонсоров, готовых оплатить перелеты гостей, удается найти не всегда. На предстоящей Belarus Fashion Week планируем также организовать уникальную выставку национального костюма. Предложили дизайнерам поработать над интерпретацией костюмов разных регионов. Проведем показы на различных площадках, в том числе выйдем на улицу. Один из показов пройдет на крыльце Национальной академии наук. Есть идея организовать флешмоб, чтобы сотни моделей прошлись в одежде белорусских дизайнеров под открытым небом. Хотим показать как можно большему количеству людей, что такое fashion-индустрия Беларуси.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter