История одной фотографии художника, дизайнера Дмитрия Сурского

Дизайнер как образ жизни

ФОТО ЕВГЕНИЯ КОКТЫША
Можно много рассказать о разных качествах и чертах характера дизайнера Дмитрия Сурского. Слава богу, сорок один год знакомы, с 1977–го, когда в наш театрально–художественный институт (ныне академия) поступили. Так получилось, что хоть и на разных факультетах учились, а на общеобразовательных занятиях встречались, на лекциях часто за одним столом сидели. Выгоняли меня с Димой пару раз с тех занятий за несдержанность и громкий смех. Дома у него бывал, когда он еще с родителями жил.

Дима — хороший организатор, и несколько сроков наши художники избирают его руководителем Белорусского союза дизайнеров, шутливо называя «бессменным». Сурский издает книги, журналы, проспекты, выставки и пленэры проводит, в туристические походы ходит зимой и летом, на байдарках и плотах по большим и малым рекам сплавляется. Умен, изобретателен, талантлив.

Но есть в его натуре одна черта, можно сказать страсть, позволяющая его сравнить с Плюшкиным, да простит меня Дмитрий Олегович. Обычные люди со старыми вещами расстаются, приобретая новые. Кто–то с легким сожалением, как обсыпавшуюся елку, выносит к мусорным контейнерам старое кресло, алюминиевый чайник, кусачки, гаечный ключ, радиоприемник, электробритву, да все что угодно...

А председатель союза дизайнеров, человек уважаемый и известный, может даже на свалке подобрать колченогий венский стул, выброшенный за ненадобностью. Или давно устаревший, а потому скрипучий детский трехколесный велосипед, ржавые ножницы или ключ, неисправный амбарный замок, поражающий своей ненужностью, древнюю зажигалку, да и еще много всякого и разного, порой мне непонятного и загадочного.

Страсть эта у него давняя. Еще во времена студенчества он показывал всем старые швейные машинки. Тяжеленные, с чугунными витыми ножками и такими же педалями, чтобы крутить привод. Он притащил их в свою первую мастерскую из выселенных домов на соседних улицах. Хвалился древней техникой так, словно эти орудия производства — космические ракеты, а он их создатель. Помню неподдельный восторг в его глазах и восхищение.

Прошло сорок лет, и он с тем же восторгом раскрывает передо мной коробки с коллекцией самых разных ножниц. Некоторые — невиданные. Стрижет ими воздух, смеется, а потом объясняет свое восхищение теми умельцами, кто эти самые ножницы придумал и сделал. Вообще, это маленькие лекции умного дизайнера о своих безымянных коллегах. Так же Сурский говорит о стульях, о рукоятке лопаты, привезенной с заброшенного хутора, о медном чайнике и подобранной у подъезда эмалированной кастрюльке... За этими яркими рассказами о привычных и непривычных бытовых вещах встает наша история с ее коллизиями и страстями. Невидимое и ускользающее время вдруг становится плотным и осязаемым, таким, что его можно потрогать, взять в руки.

Дмитрий Сурский благодаря своей страсти умудрился превратить офис серьезной организации в интереснейший музей прошедшего времени. Плакаты, стулья, посуда — все это о нас и для будущего.

Слушаешь его, смотришь и веришь, что когда–нибудь из всего этого, выброшенного, но им собранного, получится настоящий, великолепный музей.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter