Белорусские дизайнеры создают Ассоциацию дизайнеров интерьера и предметно-пространственной среды

Дизайн глубокой переделки

Сегодня только в Минске работают около 2.000 дизайнеров интерьеров, готовых превратить среднестатистический теремок если не в хоромы, то уж точно во вполне уютное гнездышко. Их услуги, к слову, пользуются спросом: в стране в ближайшие три года будет построено еще 18 миллионов квадратных метров жилья — это тысячи квартир с голыми стенами, которые после работы квалифицированных специалистов превратятся в комфортные апартаменты. Но лишь при хорошем раскладе: увы, некомпетентность горе–дизайнеров порой приводит к тому, что заказчик оказывается в ситуации перманентной стройки и вынужден платить немалые суммы за переделки. Причем предъявить претензии исполнителю крайне сложно — эта сфера пока вне правового поля.


Прецеденты уже были. Случалось, заказчик, крайне недовольный работой дизайнера, обращался к юристам, а те лишь разводили руками. Как вести дело, если не закреплен сам термин «дизайн интерьера», нет нормативно–правовых актов и хоть каких–то стандартов, на которые можно было бы ориентироваться? Директор минской студии архитектуры и дизайна Татьяна Антипова вспоминает эпизод из своей практики:

— Однажды мы провели экспертизу одного такого спорного проекта: обратились в две государственные организации за разъяснениями и получили от них два документа, один из которых утверждал, что дизайн интерьера должен соответствовать существующим нормам ТКП (технический кодекс установившейся практики), а другой свидетельствовал о том, что термина «дизайн–проект» в нормативных документах нет. Судья не знала, как в такой ситуации поступить.

Выходит, сегодня заказчик никак не защищен: если его представления о прекрасном не совпадают с пониманием дизайнера, придется договариваться исключительно на словах. И ладно красота. А если речь идет о безопасности? Вот, например, дизайнер считает, что его работа — это всего лишь нарисовать привлекательные картинки и рендеры. Владелец квартиры или дома уверен, что по ним можно строить, но, получая на руки 3D–проект и приступая к его реализации, он оказывается в очень неприятной ситуации — вентиляционная шахта мешает, винтовая лестница не вмещается, перегородки надо сносить и возводить новые... В общем, чтобы воплотить проект в реальность, нужны серьезные материальные вложения. Архитектор, учредитель студии архитектурных решений Анна Соколова говорит, что огрехи коллег приходится исправлять довольно часто:

— Сталкиваемся с такими примерами в своей практике. Дизайн интерьера — высокая степень ответственности, и заниматься им должны только компетентные люди. Такая ошибка, как «не вмещается лестница», — это просто фиаско. После такого надо уходить из профессии. К сожалению, сегодня на рынке есть такая проблема, как некачественная услуга.

Коллеге вторит архитектор и дизайнер Кирилл Скорынин: по его словам, с архитектурой все слишком зарегулировано, а вот дизайн интерьера существует вне зависимости от нее, и хорошо бы прописать для дизайнеров какие–то рекомендации, обозначить, каким должен быть оптимальный набор чертежей, что вообще в итоге они должны предоставить заказчику. Так будет проще взаимодействовать с клиентами, ведь те порой требуют архитектурные и строительные проекты, которые такой специалист физически не может сделать! Да, дизайнер может быть дирижером на стройке, работать в связке с архитекторами, контролировать процесс укладки плитки, ламината, проводку коммуникаций — тогда не придется в спешке заказывать новую мебель, потому что запроектированная не вмещается. Но за проектирование — строительное и архитектурное — отвечать не должен.

ФОТО ТАТЬЯНЫ АНТИПОВОЙ

По словам адвоката, эксперта в юридических вопросах в сфере дизайна Сергея Зикрацкого, с юридической точки зрения договор на дизайн–проектирование оформляется как договор на предоставление услуг (по той же схеме, как, например, бухгалтерские, аудиторские услуги или репетиторство). В Гражданском кодексе всего одна глава регулирует отношения в процессе оказания услуг — она и применяется во всех случаях без учета специфики. Сергей Зикрацкий приводит недавний случай из практики:

— Позвонил заказчик и рассказал, что дизайнеры должны были разработать для него проект магазина. Сделали картинки, но в договоре указано, что должна быть еще и техническая документация. Какая? А этого никто не понял, и в этом проблема. Нигде не прописано, как она должна выглядеть. Выходит, если пойдем в суд, заказчик останется незащищенным: теоретически дизайнер может выдать пару чертежей и заявить, что свою работу выполнил. И не предъявишь претензии. Судебных процессов сейчас не так много, но это только вершина айсберга — конфликтов, которые есть в этой среде, значительно больше. Просто многие не доходят до суда, и порой именно по инициативе исполнителей. Потому что те понимают: даже если они сделали свою работу хорошо, закон о защите прав потребителей может перевернуть все с ног на голову. Когда такие договоры заключаются с гражданами, а не с субъектами хозяйствования, действует именно этот закон: то есть исполнитель несет ответственность не только за качество услуг, но и за то, предоставил ли он заказчику полную информацию о возможности и порядке реализации проекта. В общем, доказывание по таким спорам очень усложняет позицию студий дизайн–проектирования.

Так что и юристы, и дизайнеры только за то, чтобы эту активно развивающуюся сегодня сферу поскорее вместить в какие–то законодательные рамки — всем будет проще.

Кстати

Сегодня разработчики ТКП исключили из нормативного регулирования дизайн–проектирование. Кроме того, поскольку при нем не затрагиваются технические характеристики сетей, на разработку дизайн–проекта не требуется аттестация специалистов.

Штрихи к проблеме

Сегодня дизайнеры создают Ассоциацию дизайнеров интерьера и предметно–пространственной среды. Члены ассоциации смогут систематизировать ценообразование в этой сфере, проводить экспертный анализ и вообще повышать уровень грамотности среди участников такого рынка.

— Регулировать сферу дизайна не значит загонять ее в жесткие рамки, ведь она не будет развиваться. Мы давно нуждаемся в понятной и доступной и заказчику, и дизайнеру терминологии, в шаблоне договора на услугу дизайн–проектирования — таких пока нет, а ведь они могли бы стать залогом прозрачного и взаимовыгодного сотрудничества сторон, — считает дизайнер и архитектор Александр Трусов. Кроме того, профессионалам необходимо обучаться и совершенствовать свои навыки — помимо знаний в творческой области, дизайнер должен также иметь представление об этапах строительства, отделочных материалах, знать законодательство в проектировании и многое другое. В задачи ассоциации, по словам Александра, могло бы войти также обучение и аттестация специалистов в этой сфере.

meleshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter