Надо ли верить в чудеса?

Диво без чудес

Новый год и Рождество всегда проходят под маркой чуда. Этот волшебный флер, наверное, тянется из детства, когда подарки будто сами собой появлялись под елкой, а Дед Мороз со Снегурочкой казались самыми настоящими. Но и люди взрослые продолжают верить, причем не только зимой, в возможность случайных судьбоносных встреч и чудесных спасений. Это хорошо или плохо? Признак здоровой психики или нездорового инфантилизма? В ожидании православного Рождества сегодняшние спорщики немного попикировались на эту тему. А в вашей жизни было место чуду?


С небес — на землю

Роман РУДЬ

Признаюсь, меня раздражают люди, которые наивно верят в чудеса. Это делает их похожими на детей — то есть беспомощными в сложных жизненных ситуациях. Вот ты, Людмила, какого спутника предпочтешь, попав на необитаемый остров? Того, кто начнет разводить костер и ловить рыбу, или человека, с утра до ночи истово молящегося о чудесном спасении?

На самом деле, Людмила, любое «чудо» — это почти всегда результат конкретных человеческих усилий. За редким исключением, когда оно является итогом удачного стечения обстоятельств. Никакой божественной воли здесь нет, и если это осознать, то жить, рассчитывая только на себя, станет проще. По крайней мере, избежишь жестоких разочарований. В тех случаях, когда ты, не прикладывая никакого труда, ждала–ждала чуда, а оно так и не произошло.


«Чудо — это событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его не видел».

(Элберт Хаббард)

Я твердо убежден, что надежда на чудеса — признак инфантилизма. А сами они — лучшее средство для запудривания народных мозгов. Возьмем, к примеру, военную историю. Заметь, никто и никогда не называл итоги Сталинградской битвы «чудом на Волге». Потому что все прекрасно знали: победа есть следствие таланта советских военачальников, их стратегического мышления и тактических навыков. А вот успешный контрудар 1920 года по флангам армии Тухачевского в Польше до сих пор называют «чудом на Висле». Но разве можно назвать чудом обыкновенный материально–технический перевес? 10 бронепоездов, 70 самолетов и 250 орудий — против голодных и оборванных, кое–как вооруженных красноармейцев. Тоже мне чудо... Зато с того года пан Пилсудский стал считаться самым сильным политиком Польши. Термин «чудо» понадобился лишь для укрепления образа руководителя, которому якобы благоволит сам Господь, посылая неслыханную удачу.

Или взять недавнюю посадку китайского космического аппарата на обратную сторону Луны. Чудо или всего лишь грамотный инженерный расчет и обильное финансирование? Если покопаться в любом техническом «волшебстве», наружу всплывет его истинная подоплека. Обычно это деньги и разум. Точнее, деньги, вложенные разумно.

Бывают, правда, и другие, но тоже вполне объяснимые причины. Вот говорят, что ребенок под завалами в Магнитогорске выжил чудом. А мне кажется, он выжил благодаря тому, что находился в кроватке, был закутан в одеяло и согревался тепловыми пушками спасателей, активно разбиравших руины. Если бы не эти случайные обстоятельства, если бы люди ничего не предпринимали, а просто ждали чудесного выживания малыша, то окончательное число погибших было бы больше на одного.

В Швейцарии выжил дельтапланерист, случайно отцепившийся от подвесной системы. Чудо? Нет, обыкновенная физподготовка. До самой посадки человек, повиснув на одной руке, держался за трапецию аппарата. Будь послабее — никакого «чуда» бы не случилось. Ребенок в США выпал из окна, но его сумел поймать прохожий. Диво дивное или молниеносная реакция? Ответ очевиден, по–моему.

Хочу сказать, Людмила, что все мы можем больше, чем сами о себе знаем. Но почему–то стесняемся в этом признаваться, часто списывая наши успехи на потусторонние силы, перст судьбы, божественное провидение... Для меня это странно. Я давно сменил слепую веру на холодный прагматизм. И думаю, что достаточно просто поверить в себя. Не лежать на диване, мечтая о несбыточном, а встать и собственными руками приближать осуществление буквально любой мечты. Только тогда все получится. Поэтому в наступившем году я именно так планирую поступать. И тебе рекомендую.

rud@sb.by

Надейся и верь

Людмила ГАБАСОВА

Рома, ты, наверное, сильно удивишься, но многие психологи настоятельно рекомендуют нам, родителям, не лишать детей веры в чудеса. Ведь благодаря фантазиям ребенок развивает мышление и тренирует ту долю мозга, которая отвечает за творчество. Если он не будет какое–то время считать, что мир полон волшебных загадок, то не захочет их разгадывать, не выйдет за рамки того, что знает, к чему привык. Закостенеет, заиндевеет, рано в душе состарится. Мама дорогая, как бы тоскливо было наше детство, если бы мы с тобой не ждали с замиранием сердца подарков от Деда Мороза и не слушали сказок перед сном, а делали бы «заказы» родителям к Новому году и засыпали под бубнеж лектора из общества «Знание»! Более того, доказано: если человек сохраняет в себе хотя бы частичку веры в иррациональное, то и более оптимистично относится ко всему происходящему. И он не беспомощен в реальных обстоятельствах — он как минимум внутренне им умеет противостоять. Если же стоять на позициях материализма уперто, как Ленин, то в случае серьезных испытаний есть большой риск подорвать себе психику. Вообще, если жить с ощущением, что абсолютно все можно «поверить алгеброй» и разложить по полочкам, то имеет ли смысл жить вовсе? Давай–ка лучше верить в прекрасное и неизведанное на своем пути, в то, что сама судьба благоволит нам в критические моменты!

«Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются».

(Дени Дидро)

Боюсь, человечеству никогда не познать абсолютно всех тайн природы. А то, что наука не в состоянии объяснить, по определению остается чудом. Более того, даже то, что уже растолковано, порой имеет совершенно волшебный результат. Возьмем всем известный эффект плацебо — безграничную веру пациента, несмотря и вопреки, которая подобна лекарству. Да у каждого медика в практике были ситуации, когда он своим глазам не верил — безнадежный больной шел на поправку. «Этого просто не может быть!» — помню, повторяла лечащий врач, когда мой свекор спустя неделю вышел из печеночной комы. Чудом стало и появление на школьном выпускном вечере классного руководителя моего сына — после тяжелого инсульта, нулевых прогнозов на выздоровление... Большинство из нас наблюдали нечто подобное в жизни, а потому веру в чудо сохраняют. По данным исследовательского центра Пью, она присутствует у 78% людей до 30 лет и у 79% у тех, кому за 30. Имей в виду, Роман неверующий: на каждый твой исторический пример мы приведем десятки, сотни историй из личного опыта.

Для тебя чудо — просто случайное стечение обстоятельств. Для меня же — счастливейшее, редчайшее, из ряда вон. Причем часто помноженное на веру и надежды разных людей. То есть светлая, настоящая, объединяющая история (не какой–нибудь банальный выигрыш в лотерею!). Как тот случай годичной давности, когда минский лицеист чудом вытащил из ледяной воды третьеклассника, а медики чудом же его спасли. Некая высшая сила тут помогала. Как и младенцу в Магнитогорске.

Единственное, в чем с тобой соглашусь: мы себя часто недооцениваем. Пассивно ждем чуда. А надо бы его приближать! В конце концов, само наше существование — следствие удивительного, невероятного генетического совпадения, возможность которого была столь ничтожно мала, что нашу жизнь иначе как чудом не назовешь... Но мы родились. Родились, надо думать, не просто так. Быть может, именно для чуда. И необязательно для себя любимого. Вокруг всегда есть те, кому оно гораздо нужнее.

gabasova@sb.by

Брейк!


Как человек внушаемый, эффекта плацебо не отрицаю, бывает, что и мне бесполезные порошки помогают. Но, как человек мыслящий, отдаю предпочтение в этом споре все–таки тезисам Романа: ни в какие высшие силы не верю, чудеса — это всегда дело рук человеческих. Удивлена, что Роман не упомянул такой важный факт, ведь в большинстве мошеннических схем играют как раз на слабостях человека, используя его упование на чудо и халяву: вложу рубль — выиграю миллион/квартиру/круиз и так далее. Нам часто застит глаза надежда на быструю выгоду, этим и пользуются аферисты всех мастей, от брачных до основателей финансовых пирамид. Чему удивляться, если 79 процентов людей после 30 лет, как утверждает Людмила, продолжают верить в чудо. И это небезопасно, очень часто такая слепая надежда на манну небесную оборачивается для человека неприятностями.

К сожалению, наш мозг так устроен: запоминает только удачные стечения обстоятельств — о чудо, один мальчик выжил. А информацию о том, сколько человек погибло в катастрофе, мы тут же забываем, она неприятна для нас и несущественна. Безусловно, верить надо и надеяться тоже, только обязательно помнить: не все сказки бывают со счастливым концом.

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter