Дивизион держал на прицеле душманов

Прогрохотали последний раз колеса боевых машин по мосту через Аму-Дарью, и закончилось мучительное ожидание тысяч матерей и отцов, жен и детей. Советская Армия, исполнив свой интернациональный долг, приобретя огромный опыт ведения войны в горах и на чужой территории, вернулась домой. 11 февраля 1989-го пересек родную границу и майор Виктор СНЫТКО со своим дивизионом.

ЧЕТВЕРТЬ века прошло с момента вывода советского ограниченного контингента с афганской земли

Прогрохотали последний раз колеса боевых машин по мосту через Аму-Дарью, и закончилось мучительное ожидание тысяч матерей и отцов, жен и детей. Советская Армия, исполнив свой интернациональный долг, приобретя огромный опыт ведения войны в горах и на чужой территории, вернулась домой. 11 февраля 1989-го пересек родную границу и майор Виктор СНЫТКО со своим дивизионом.

С ВИКТОРОМ Снытко мы поступали и учились в одном отделении 4-й танковой роты Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища (СВВПТАУ). Спали рядом на втором ярусе кроватей. В дни курсантских отпусков Виктор не раз бывал в моей деревне Орешнице, что в Клецком районе. Он, сын офицера и сменивший пять городских школ, восхищался трудолюбием и гостеприимством сельчан, их добротой и бескорыстием. После окончания училища мы разъехались в разные уголки бывшего Союза. Виктор — на Дальний Восток…

Лейтенант Виктор Снытко службу начал замполитом учебной роты по политчасти Амурской области. Через три года уехал по замене в Группу советских войск в Германии. После заграницы майора Снытко перевели в Мурманск, где назначили замполитом зенитного ракетного дивизиона 253-го мотострелкового полка.

В феврале 1986 года Виктора вызвали в отдел кадров политуправления Ленинградского военного округа. Предстояла командировка в Афганистан. Кадровик сказал офицеру: «Знаю, что у вас маленькие дети, но надо ехать». Мог ли Виктор поступить по-другому, если его отец, Павел Андреевич, офицер-политработник, военный педагог, в свое время тоже выполнял интернациональный долг в Сомали и Эфиопии.

В ИЮЛЕ 1987 года майор Снытко впервые ступил на афганскую землю. В Кабуле, в политотделе 108-й мотострелковой дивизии, Виктору предложили занять должность не по прямой замене. Начальник политотдела был предельно краток:

— Вы, конечно, подумайте, товарищ майор, но… Возникли серьезные проблемы в артдивизионе 180-го мотострелкового полка. Командир дивизиона погиб, а его замполит, который был тяжело ранен, назад уже не вернется. Командование дивизии надеется на вас...

Оформив документы в штабе полка, который дислоцировался в Файзабаде, Виктор Снытко прибыл в дивизион. Воевал полк много и часто. Главная цель — обеспечение безопасности движения колонн по маршрутам Доши — Кабул, Кабул — Джалалабад. Артиллерийский дивизион охранял и кабульский аэродром, электростанцию, плотину и узел ГЭС в Суруби, склад горюче-смазочных материалов и элеватор.

На первом плане у Виктора Павловича была индивидуальная воспитательная работа. Он всячески оберегал солдат и сержантов от разного рода искушений, учил новичков преодолевать стрессовые ситуации. Убеждал, инструктировал, проверял и требовал. И все это для того, чтобы минимизировать потери, а еще лучше, избежать их. Особенно остро он понял это после того, когда довелось сопровождать цинковый гроб младшего сержанта в Омск. Сколько надо было выдержки и терпения, чтобы все объяснить родителям… И сегодня он испытывает чувство вины за то, что не уберег того парня…

Не хватало офицеров. И командир полка подполковник Николай Кравченко приказал майору Снытко возглавить бронегруппу из десяти боевых машин пехоты с экипажами. Для сопровождения колонн с боеприпасами, продовольствием. В течение двух недель в постоянной готовности к нападению воины обеспечивали движение семи колонн с грузами. Пройдено сотни опасных километров. Душманы несколько раз нападали на колонны. Но уничтожить не смогли.

В 1988 году за мужество и отвагу в ходе операции «Магистраль» майор Снытко удостоился ордена Красной Звезды. Виктор Павлович гордится тем, что все офицеры и большинство сержантов и солдат его дивизиона уехали домой с боевыми наградами.

11 февраля 1989 года майор Виктор Снытко вместе со своим дивизионом пересек государственную границу СССР и прибыл в Термез. На всю жизнь запомнил трогательные сцены встречи его подчиненных с родными и близкими, их благодарные слова в адрес офицеров за сохраненные жизни своих сыновей.

ВИКТОРА откомандировали в распоряжение командующего войсками Ленинградского военного округа. Были различные предложения по дальнейшей службе, но он вернулся в Мурманск, в свой родной полк, на занимаемую ранее должность. Вернулся к семье. Вскоре его нашла еще одна награда — орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Летом 1990 года Виктор Павлович поступил, а в апреле 1994-го окончил Военно-политическую академию имени Ленина (после распада СССР — Гуманитарная академия Вооруженных Сил РФ). Его назначили заместителем командира 1105-го мотострелкового полка по воспитательной работе, который дислоцировался в Каменке, что под Санкт-Петербургом.

Семья в это время находилась в Мурманске. Квартира в Каменке Виктору не светила, поэтому он попросил перевести на аналогичную должность в поселок Печенгу, что в 140 километрах от Мурманска. Туда отправилась и его семья.

После проведения организационно-штатных мероприятий в российской армии подполковник Снытко пять лет прослужил в военном комиссариате Мурманской области и уволился в запас…

В 2002 году семья Снытко вернулась в Минск. Поселились у родителей Наташи и опять начали жизнь с чистого листа. Первым делом они решили обзавестись собственным жильем. На это ушло пять долгих лет.

Афганец Снытко ни дня не сидел без дела — начинал на заводе «Продмаш», затем работал в службе безопасности минских вузов. Жена Наталья — педагог, выросли и устроились в жизни дочь Надежда и сын Алексей.

Леонид ПРИЩЕПА, полковник запаса

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter