Дитя социализма

Ровно 30 лет назад в такой же зимний день Георгий Васильевич МАРЧУК впервые стал лауреатом республиканского конкурса драматургии.
Ровно 30 лет назад в такой же зимний день Георгий Васильевич МАРЧУК впервые стал лауреатом республиканского конкурса драматургии. И дальнейшую жизнь посвятил литературе. Его творческий багаж внушителен. Десять томов романов (самые известные из них - "Крик на хуторе", "Цветы провинции", "Глаза и сон"), драм и комедий, новелл, сказок для детей, афоризмов. Как он начинал, откуда черпал вдохновение?

С такими вопросами я пришла к писателю.

- У каждого должны быть свои истоки, откуда все начинается. Я - дитя социализма и считаю, что при социализме простые люди - не люблю слова "низы" - жили по совести, по принципам, тянулись к высокой духовности, за исключением, естественно, некоторых одиозных случаев, которые бывают всегда. "Верхи" жили сложной и скрытой от простого народа жизнью и, как правило, злоупотребляли богатством и властью. Но простые люди жили надеждой на то, что их мечты осуществятся, что справедливость есть. Так сбылась и моя мечта. В жизни я многое претерпел. Не стоит сейчас подробно говорить о том, что я был сиротой, воспитывался у дедушки и бабушки, хотя и это сказалось. Я вырос в Давид-Городке - в удивительном месте творческих людей. От иконописца и ремесленника до продавца цветов - здесь ощущалась тяга к этому самому творчеству. Мне хотелось быть похожим на клоуна, на известного киноактера, на певца или на танцора. Я учился жонглировать, ходил во всевозможные кружки: танцевальный, хорового пения, драматический, рисовальный, играл в бильярд, самостоятельно учился фигурному катанию. Моими кумирами были актеры Л.Быков, Л.Харитонов, композиторы В.Соловьев-Седой, А.Лепин, Г.Миллер и Н.Рота. В то время творчеством дышало все: веселые, находчивые люди привозили интересные рассказы и анекдоты со всего Советского Союза, делились впечатлениями, демонстрировали свою наблюдательность. И вот это умение наблюдать послужило, очевидно, первым толчком, направившим меня к моей судьбе.

В моих бытовых, оригинальных, фантастических сказках все дышит родиной, природой, знакомыми персонажами народных сказок. Я продлил жизнь народного героя Нестерки до времен революции. Придумать оригинальный, новый способ подачи неповторимой сказки невообразимо тяжело. Поэтому пишу их очень редко. Сложный жанр. Стараюсь всегда исходить из широкой панорамы жизни, когда работаю над характерами, чтобы они были узнаваемы, близки, понятны, захватывали своим внутренним миром, отображали сущность национального характера, сущность человека вообще. Я стараюсь даже иногда их углубить и приукрасить, чтобы герой тянулся к совершенству, к высокому пониманию истины, к пониманию любви, Бога, природы. "Изумительно суетливое, поистине непостоянное, вечно колеблющееся существо человек". Это сказал Монтень, не только философ, но и гражданин. Больше всего меня пугает и раздражает в нашем национальном характере не стирание граней между добром и злом или жажда греха. Меня беспокоит тотальное зло - пьянство моего народа, который спивается постепенно. И не только белорусы, но и русские, и украинцы, и другие наши соседи тоже этим злоупотребляют.

- Георгий Васильевич, каким вам видится будущее белорусского языка, белорусской литературы?

- Пока существует белорусский язык, будут существовать и белорусская литература, культура, писатель-белорус. Гарант сохранности белорусского языка - это, конечно, сам народ. Поэтому, если народ ощутил, что он самодостаточен, что он представляет интерес в мире, что за эти тысячу - полторы тысячи лет накоплен колоссальный опыт в литературе, в языке, в культуре народной, то все это обязательно сохранится. Урбанизация, которой нас раньше пугали, все-таки свои плоды принесла. Город стал чуждаться национальной культуры, и мы вынуждены все время эту культуру в него искусственно привносить - проводить праздники, фестивали, смотры народного творчества, открывать музеи фольклора, этнографии. Нужно концентрировать силы на национальной идее, национальном государстве, которое будет открыто соседям и сближению с другими народами. Любiць трэба ›се народы, а песцiць - свой.

- Большой популярностью пользуются ваши афоризмы. Их переводят на русский, румынский, украинский, литовский, английский языки. Будете ли вы продолжать эту работу? Собираетесь ли затрагивать историческую тематику в своем творчестве?

- Большие, объемные произведения сегодня с трудом пробиваются в издательства, и это характерно для многих стран, в том числе и для нашей. А вот афоризм - мобильный жанр. Его сложно перевести на другой язык, но печатать все-таки легче, он требует меньше сил, денег и средств. У меня намечен в этом отношении целый ряд проектов, в том числе с европейскими и азиатскими странами. Что касается моего внимания к исторической теме, то я всегда задумывался о своих корнях, стремился написать что-то на эту тему. Написана историческая пьеса "Дорога в Иерусалим", где я говорю о примирении трех религий: ислама, христианства и иудаизма. Я долго изучал эту тему. Также я написал пьесу о Франциске Скорине, его молодых годах, которая называется "Краковский студент", набросал сюжет и часть исторического романа о Кириле Туровском, над которым работаю последние 10 лет.

Но я ведь далеко не единственный пишущий в этом жанре. Среди белорусских писателей, занятых разработкой исторической тематики, в художественном и исторически-познавательном плане выделяются Кастусь Тарасов, Леонид Дайнеко, Генрих Далидович. Сюжет в истории играет огромную роль. Я считаю, что талант писателя, который работает в исторической тематике, весьма своеобразен. Здесь есть опасность удариться в домыслы и написать просто сказку или легенду. А читателю при всей авантюрности и сказочности сюжета все же хочется дышать атмосферой того времени. Не всем удается воссоздать прошлое. Из всех потрясений, которые я пережил, читая историческую литературу в последнее время, могу выделить драму Р.Боровиковой "Барбара Радзивилл". Это произведение с сильным, точно выверенным сюжетом, психологически выдержанными характерами достойно, на мой взгляд, самой престижной литературной премии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter