Учреждения образования оказались не очень-то готовы к современным способам преподавания

Дистанционный учитель в цифровой упаковке

Когда-то мы смотрели на экраны телевизоров и удивлялись фантазии режиссеров: их гаджеты казались чем-то запредельным, невозможным... Прошло время, и тот же планшет, показанный в 1968-м в фильме «Космическая Одиссея 2001 года» как устройство по обмену сообщениями и информацией, для обывателя стал привычной вещью. А Стиву Джобсу на тот момент, на секунду, было всего 13. Сегодня мы оплачиваем смартфоном покупки в магазине, контролируем работу фермы через компьютер… Цифровая трансформация все активнее затрагивает разные сферы жизни. Именно поэтому акцент на будущую пятилетку в том числе на это направление. Во время пресс-презентации Основных положений проекта Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы министр экономики Александр Червяков анонсировал создание семи цифровых отраслевых платформ в сферах машиностроения, связи, транспорта. В списке — и образование.


Перестроение школ на электронные рельсы ускорила пандемия. Она же оголила важную проблему — учреждения образования оказались не очень-то готовы к современным способам преподавания. А пора бы. Ведь любое движение вперед — дело не одного дня. Невозможно раздать каждому школьнику планшет, повесить интерактивную доску и радостно сообщить о том, что полностью перевели на цифру процесс преподавания. Для организации полноценной трансформации необходимо подготовить нормативную правовую базу, внедрить инструменты управления этими процессами. Цифровизация образования, как видно, не зависит от количества применяемых гаджетов. Это скорее стиль общения, подачи материала учителем. Педагог не просто вовлекает ребят в процесс обучения стандартным «Петров, к доске — разберите-ка предложение по составу», а старается скрестить академическую модель подачи материала с игровой, интерактивной. 

Давайте еще раз вспомним, с чем столкнулись учителя, дети и родители, когда на время привычный образовательный процесс частично перешел в дистанционное русло. Школьные педагоги использовали те средства коммуникации, которые в силах самостоятельно освоить и которые доступны ученикам. Связывались с ребятами как могли: отправляли домашку через Viber, другие социальные сети, присылали задания на электронную почту, пользовались системами Zoom и Moodle. В СШ № 1 Лиды, например, еще в первую волну коронавируса создана специальная платформа. Ученик выбирает предметы, которые в расписании на этот день. К примеру, белорусский язык. Дальше система предлагает список учителей. Школьник переходит в кабинет к своему педагогу, классу и дате. Открывается электронное задание по теме урока, которое нужно перенести в тетрадь и выполнить. Это своего рода дистанционное сопровождение для ученика, расширенный алгоритм урока. Все это действительно помогало, позволяло быть ближе к ученику. Но единая платформа, понятная учителю и ребенку как столичной, так и сельской школы, пока не внедрена. 

Задача будущей пятилетки — создать такую цифровую базу, которая не только аккумулирует учебный материал, но и вовлечет в единую сеть учителей, детей, родителей, будет оцифровывать результаты обучения и воспитания. Это понятие пока маленькими шагами выходит из разряда употребляемых только новаторами. Среди сельских школ таких можно пересчитать по пальцам: Рассветовская СШ Клецкого района, Лошницкая гимназия Борисовского района, Достоевская СШ Ивановского района. Там, используя современные технологии, дети осваивают стандартные учебные программы. Педагоги такой трансформацией довольны: ребятам современный стиль обучения интересен, понятен, а главное, привычен. Они давно адаптировались к телефонам, восприятию информации в цифре, поэтому, если использовать ее в полезных целях, эффекта ждать не придется. Электронные дневники и журналы, тесты и игры на занятиях — начало большого процесса. До 2025 года дополненная реальность и искусственный интеллект должны стать обычными инструментами учителей при проведении уроков. Только в этом случае можем говорить о подготовленном к цифровому обществу выпускнике. А такого наша экономика ждет. 

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter