Когда-то мы смотрели на экраны телевизоров и удивлялись фантазии режиссеров: их гаджеты казались чем-то запредельным, невозможным... Прошло время, и тот же планшет, показанный в 1968-м в фильме «Космическая Одиссея 2001 года» как устройство по обмену сообщениями и информацией, для обывателя стал привычной вещью. А Стиву Джобсу на тот момент, на секунду, было всего 13. Сегодня мы оплачиваем смартфоном покупки в магазине, контролируем работу фермы через компьютер… Цифровая трансформация все активнее затрагивает разные сферы жизни. Именно поэтому акцент на будущую пятилетку в том числе на это направление. Во время пресс-презентации Основных положений проекта Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы министр экономики Александр Червяков анонсировал создание семи цифровых отраслевых платформ в сферах машиностроения, связи, транспорта. В списке — и образование.
Давайте еще раз вспомним, с чем столкнулись учителя, дети и родители, когда на время привычный образовательный процесс частично перешел в дистанционное русло. Школьные педагоги использовали те средства коммуникации, которые в силах самостоятельно освоить и которые доступны ученикам. Связывались с ребятами как могли: отправляли домашку через Viber, другие социальные сети, присылали задания на электронную почту, пользовались системами Zoom и Moodle. В СШ № 1 Лиды, например, еще в первую волну коронавируса создана специальная платформа. Ученик выбирает предметы, которые в расписании на этот день. К примеру, белорусский язык. Дальше система предлагает список учителей. Школьник переходит в кабинет к своему педагогу, классу и дате. Открывается электронное задание по теме урока, которое нужно перенести в тетрадь и выполнить. Это своего рода дистанционное сопровождение для ученика, расширенный алгоритм урока. Все это действительно помогало, позволяло быть ближе к ученику. Но единая платформа, понятная учителю и ребенку как столичной, так и сельской школы, пока не внедрена.
Задача будущей пятилетки — создать такую цифровую базу, которая не только аккумулирует учебный материал, но и вовлечет в единую сеть учителей, детей, родителей, будет оцифровывать результаты обучения и воспитания. Это понятие пока маленькими шагами выходит из разряда употребляемых только новаторами. Среди сельских школ таких можно пересчитать по пальцам: Рассветовская СШ Клецкого района, Лошницкая гимназия Борисовского района, Достоевская СШ Ивановского района. Там, используя современные технологии, дети осваивают стандартные учебные программы. Педагоги такой трансформацией довольны: ребятам современный стиль обучения интересен, понятен, а главное, привычен. Они давно адаптировались к телефонам, восприятию информации в цифре, поэтому, если использовать ее в полезных целях, эффекта ждать не придется. Электронные дневники и журналы, тесты и игры на занятиях — начало большого процесса. До 2025 года дополненная реальность и искусственный интеллект должны стать обычными инструментами учителей при проведении уроков. Только в этом случае можем говорить о подготовленном к цифровому обществу выпускнике. А такого наша экономика ждет.
bizyk@sb.by