«Дистанционное обслуживание актуально и для сельчан»

БАНКОВСКАЯ практика свидетельствует: успешное функционирование конкретного финансового учреждения связано прежде всего с тем, насколько востребован спектр его услуг клиентами, насколько выгодно отличаются его продукты от таких же предлагаемых другими банками. О том, как отслеживаются основные тенденции в этой сфере, за счет чего расширяется спектр банковских услуг на селе, каковы перспективы его развития — в интервью заместителя председателя правления ОАО «Белагропромбанк» Геннадия СЫСОЕВА.

На вопросы «БН» отвечает заместитель председателя правления ОАО «Белагропромбанк» Геннадий Сысоев

БАНКОВСКАЯ практика свидетельствует: успешное функционирование конкретного финансового учреждения связано прежде всего с тем, насколько востребован спектр его услуг клиентами, насколько выгодно отличаются его продукты от таких же предлагаемых другими банками. О том, как отслеживаются основные тенденции в этой сфере, за счет чего расширяется спектр банковских услуг на селе, каковы перспективы его развития — в интервью заместителя председателя правления ОАО «Белагропромбанк» Геннадия СЫСОЕВА.

— «Зарплата — карточка — банкомат»… В лучшем случае именно по этой нехитрой схеме строятся сегодня отношения клиента и банка в сельской местности. Финансовые услуги востребованы слабо. Каких причин, Геннадий Анатольевич, здесь больше: объективных или субъективных?

— Это не совсем так. В сельской местности финансовые услуги востребованы ничуть не меньше, чем в городской. Потребность оплачивать коммунальные счета, счета мобильных операторов, делать покупки, сберегать свои деньги на депозитах или, наоборот, брать в долг (в кредит) у сельчан не меньше, чем у горожан. Другое дело, что первые имеют не столько возможностей сделать это из-за менее развитой инфраструктуры. Но, как говорят, нет худа без добра: зато рынок финансовых услуг на селе очень перспективен. Раз есть спрос — значит, должно быть и предложение.

Обратной стороной медали является низкая плотность населения в сельской местности, потому что установка терминалов, банкоматов и прочего банковского оборудования, открытие новых центров услуг не настолько эффективно, как в городе, и более затратно для банка.

Соотношение величины спроса и сложности реализации предложения и определяет то положение дел на финансовом рынке, которое имеется в данный момент.

Не могу не сказать и еще об одном факторе, он заметно влияет на величину спроса на банковские услуги на селе. Это слабая финансовая грамотность большинства сельского населения, сложившаяся под влиянием традиций, общего уровня культуры и образования. Финансовый ликбез, я бы сказал, проблема государственного масштаба. И пока мы ее не решим, рассчитывать на кардинальное улучшение ситуации в этом вопросе, думаю, не приходится.

— В последнее время банки активно занимаются финансовым просвещением населения. Белагропромбанк в том числе. Скажите, какие цели он этим преследует? Социальные, рекламные, еще какие-то?

— Социальные задачи — это, например, установка экономически необоснованного банкомата в небольшом населенном пункте. У наших клиентов в сельской местности, кстати, обеспеченность банкоматами на тысячу карточек в семь раз лучше, чем в городах. Создание комфортных условий обслуживания для клиента, пусть даже в ущерб выгоде, — это социальная задача.

А финансовое просвещение — это часть текущей деятельности, не связанная ни с государственными программами, ни с рекламой. Хотя хорошая реклама, я считаю, тоже должна просвещать людей — нести полезную информацию о преимуществах продукта, а не гипнотизировать красивыми абстрактными фразами.

— Геннадий Анатольевич, вы полагаете, что человек, который знает финансовые продукты и умеет их использовать, именно тот клиент, который нужен банку сегодня?

— Наоборот, такой человек — это именно тот, кому сегодня нужен банк. Такого человека не надо агитировать и что-то ему доказывать. Он сам приходит в банк и знает, что ему нужно. Он умеет анализировать и сравнивать продукцию разных банков, поэтому делает свой выбор осознанно. Он не создает очередей, так как требует меньше времени на обслуживание. Такие клиенты меньше жалуются, потому что большинство жалоб возникает из-за недопонимания преимуществ или недостатков предлагаемой услуги. С такими клиентами интереснее работать, они помогают банку развиваться, у них нестандартные потребности и интересные предложения по совершенствованию работы.

Финансово подкованным людям не нужна реклама. Они получают информацию из официальных источников или по их рекомендациям. Мне всегда приятно видеть искренний интерес клиентов к нашим продуктам на тематических форумах, где обсуждаются, например, самые выгодные условия вкладов. Это показывает не только востребованность наших услуг, но и хороший уровень финансовой грамотности наших клиентов, способность анализировать и интересоваться информацией из разных источников.

К слову, этот интерес есть у разных слоев населения и у разных возрастных категорий. Но самые восприимчивые к обучению дети. Мы регулярно проводим недели финансовой грамотности, в рамках которых наши представители посещают школы и гимназии с лекциями о семейном бюджете, финансовой безопасности. Жаль, что за такое короткое время можно раскрыть тему только в общих чертах. Думаю, что введение в школах уроков финансовой грамотности на регулярной основе было бы очень полезно, так как интерес к таким занятиям проявляют не только дети, но и учителя. Мы рады участвовать в воспитании своих будущих клиентов и даже разработали для них специальные сберегательные и карточные продукты, чтобы подрастающее поколение могло на практике ознакомиться с финансовыми инструментами.

Знакомить с азами новых технологий нужно не только детей, которые и без того быстро учатся. Пожилым людям инновации даются гораздо труднее. Я восхищаюсь пенсионерами, которые не побоялись научиться пользоваться карточками и интернет-банкингом. Но для них эта наука окупилась сполна. В банковской карточке, по которой они получают пенсию и оплачивают коммунальные услуги, в специальном пенсионном пакете — еще и скидки в аптеках предоставляются, и подписка на любимую газету.

— Что из того, что предлагает сегодня Белагропромбанк, наиболее востребовано у сельчан?

— Повторюсь: то же, что и у горожан.

Они тоже хотят приумножать свои сбережения на вкладных счетах, хотят иметь возможность взять взаймы у банка в случае необходимости, хотят оплачивать свои счета. Это базовые услуги с простыми и понятными условиями.

— Об интернет-банкинге и других технических новшествах, наверное, говорить не приходится?

— Наоборот, именно благодаря дистанционному обслуживанию проблема неразвитости инфраструктуры теряет свою актуальность для жителей сельской местности. Большинство банковских операций уже можно выполнить удаленно.

Да, компьютер, возможно, есть еще не у всех. Но и дистанционное обслуживание не ограничивается интернет-банкингом. Мобильный телефон есть практически у каждого, поэтому сейчас активно развиваются мобильные каналы обслуживания — SMS-банкинг, USSD-банкинг, мобильные приложения. На жителей сельской местности ориентирован новый вид дистанционного обслуживания — TV-банкинг, который совсем скоро будет внедрен в ОАО «Белагропромбанк» и позволит совершать платежи и просматривать информацию о своих счетах с помощью пульта дистанционного управления телевизором.

Системы «Интернет-банкинг», «SMS-банкинг», «TV-банкинг» хороши тем, что к ним обеспечен одинаково хороший доступ как у жителей городов, так и у сельских жителей. А это — возможность совершить большинство коммунальных платежей, оплатить услуги мобильных операторов, купить билеты на поезда, автобусы, в кино, на концерты и другие мероприятия. Согласитесь, для сельского жителя еще актуальнее иметь возможность купить, скажем, билет на поезд, не выходя из дома, а не ехать за ним на ближайшую станцию в соседний населенный пункт.

Возможно, у сельского жителя меньше шансов найти своего поставщика коммунальных услуг в системе «Расчет», но с появлением возможности совершать платежи в пользу произвольных организаций этот недостаток утратил свое значение.

Совершенно очевидно, что за дистанционными способами банковского обслуживания — будущее.

— Геннадий Анатольевич, спасибо за беседу!

Беседовал Александр ИВАНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter