Для противодействия фактам несамостоятельной подготовки научных работ необходимо совершенствовать законодательство

Диссертации на конвейер

На конференциях бывают выступления, после которых группа слушателей дружно встает и покидает зал с чувством выполненной интеллектуальной повинности. «Хорошо, что студенты ушли», — на удивление оптимистично заметил председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Александр Гучок. Тема его доклада несколько выбивалась из череды рассуждений о путях развития цивилизации, будущих инновациях и их месте в прогрессе фундаментальной науки. Развитие цифровых технологий способствует повышению производительности труда, но и увеличивает количество хитроумных услуг. Сегодня недобросовестные представители научного сообщества могут легко воспользоваться сервисами глобальной сети. И люди, которые идут к искомым ученым степеням не совсем законными путями, находятся. Ежегодно ВАК отклоняет около 30 диссертаций — 6—7 процентов в относительном выражении. Это много. Особенно с учетом того, что в ВАК эти работы попадают уже после экспертизы в советах по защите диссертаций. 

ВАК не рекомендует обращаться в сомнительные компании за консультациями.
volbusiness.ru

Четкий бизнес

Почему хорошо, что ушли студенты? Да не стоит им знать те способы, которые могут использовать дельцы от лженауки, занимаясь подготовкой «диссертаций» на заказ. Интернет насыщен сайтами агентств, предлагающих услуги по написанию работ самого разного уровня. Допустим, курсовые или дипломные исполняли на заказ с незапамятных времен. Эксплуатация чужого интеллекта за рубль существовала всегда, даже в советские времена, когда в университетах учиться все-таки заставляли. Понятное дело, в лихие 1990-е просто перестали стесняться и объявления о деликатных услугах в открытую развешивали вблизи общежитий. Но век информационных технологий кустарщину превратил в четкий «бизнес»: стряпать все — от школьного сочинения или реферата до кандидатской или даже докторской диссертации! Да, и такие предложения встречаются. 


ВАК с подобными прецедентами и деятелями борется, собирает данные, отправляет их в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Это ведомство не может закрыть «писательскую» компанию, но хотя бы способно привлечь к ответственности и инициировать блокировку порталов с рекламой подобных услуг. Примерно полсотни таких сайтов в этом году стали объектом внимания ВАК. «Но они мимикрируют, прикрываются консультационными услугами», — объясняет Александр Гучок. 

Чего стоят написанные под заказ работы — очевидно. Науки там и близко нет. Иной раз ключевые понятия, на которых строится диссертация, изъяты из Википедии. Спрос на фальшивые диссертации, надо полагать, есть. И информационные технологии при его удовлетворении на «фабриках» такой антинаучной продукции эксплуатируются вовсю. Классические системы плагиат-контроля активно исследуются не только на предмет возможности противодействия им, но и с целью их использования в качестве инструмента тестирования текстов со скрытыми заимствованиями, не соответствующими академическим стандартам. Иногда необходимо только прогнать текст через несколько стандартных сервисов Google с последующим рерайтингом. И программы плагиат-контроля могут показывать, что переработанный текст якобы на 95—97 процентов является оригинальным. Спрос рождает предложение. Есть упоминание и о специализированных программах, которые могут подбирать цитатную основу по заданной теме с последующим формированием текста — основы обзора литературы по теме исследования. Словом, ставка при подготовке псевдонаучных текстов все чаще делается именно на компьютерные технологии.

Противодействие лженауке

По информации с отдельных сайтов, кандидатская диссертация может стоить от 1500 рублей. Вполне доступно. Причем заказчику обещают обеспечить сопровождение «диссертации» на всех этапах ее подготовки. Если называть вещи своими именами, то криминалом попахивает. Но в отличие от изготовления денежных знаков за подделку диссертаций к уголовной ответственности не привлекают. 

Председатель ВАК проинформировал еще о многих хитростях, которыми могут воспользоваться недобросовестные соискатели, но обнадежил и успокоил аудиторию: эффективные средства противодействия лженауке у ВАК есть. Используется соответствующее программное обеспечение, формируются различные базы данных, а главное — привлекаются квалифицированные эксперты, выявляющие плагиат независимо от способов сокрытия лучше любого программного обеспечения. Словом, научный щит и меч. 

«Плохо, что студенты ушли», — высказал сожаление Александр Гучок, переходя ко второй части своего доклада. И объяснил: никому из ученых — ни начинающим, ни состоявшимся — ВАК не рекомендует обращаться в сомнительные компании, даже, казалось бы, за безобидными услугами. Например, выполнение корректорских или техническо-оформительских работ. Можно засветиться в нехорошей компании, а потом, как говорят, и не отмоешься. Прямой намек, что рано или поздно клиентская база станет достоянием если не широкой общественности, то как минимум научной. Тогда и степени недолго лишиться. И, судя по настроению руководителя ВАК, подобные прецеденты не за горами. 

Александр Гучок обратил внимание: ВАК будет активно заниматься подготовкой изменений в законодательство, изучать вопросы возможности привлечения к борьбе с лженаукой правоохранительных органов, исследовать возможности внедрения в работу ВАК автороведческой экспертизы. При таком подходе есть основания предполагать, что интеллект все же победит искусственный разум, отделяя действительно научные изыскания от плагиата, пускай и тщательно обработанного даже с помощью самых современных технологий.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter