Доля оплат карточками должна вырасти с 30% до 50% до конца 2015 года

Дискуссия по поводу тарифа

Лучший способ популяризировать безналичные платежи — сделать неудобным наличный оборот
Лучший способ популяризировать безналичные платежи — сделать дорогим и неудобным для рынка и потребителей наличный оборот. Этот незамысловатый механизм изобретен еще в прошлом веке и с разной долей успеха опробован в нескольких десятках стран. На сию стезю вступает и Беларусь. Своим недавним постановлением № 599 Нацбанк рекомендует коммерческим банкам поднять тарифы на инкассацию в два-три раза. Мол, если обслуживать наличный оборот для магазинов станет дороже, они будут крутиться и переходить на безнал. По крайней мере, так полагает заместитель Председателя Правления Национального банка Сергей Дубков. Иначе как выполнять задание по увеличению доли оплаты «пластиком» в розничном товарообороте с 30% до 50% до конца 2015 года? Учитывая, что денежно-кредитный регулятор стоит первым в списке ответственных, то инициировать экстренные меры именно ему. И все бы хорошо, если бы не сомнения: дорогая инкассация толкнет страну в объятия безбанкнотных технологий или приведет к прозаическому увеличению цен в магазинах.

Постановление Нацбанка всколыхнуло ретейл. В Минторге оперативно провели круглый стол, на который пригласили Сергея Дубкова с коллегами из Нацбанка, представителей торговли, бизнес-ассоциаций. Никто не спорил с финансовым регулятором: переходить на безнал надо. Возможно, даже через повышение тарифов на инкассацию. Но тогда параллельно надо снижать цену эквайринга — платы торговли банкам за обслуживание безналичных платежей. Сегодня она составляет 0,3—1,7% от суммы транзакции. Нацбанк рекомендовал ставку не ниже 0,8%, определив по странной логике не верхнюю, а минимальную планку. В Ассоциации розничных сетей утверждают: если обороты с терминала не дотягивают до серьезных сумм, то тариф может достигать 3%. Потому-то малому бизнесу, несетевым магазинчикам шаговой доступности и неинтересен расчет пластиковыми карточками. Причем ни до вступления постановления в силу, ни после. А вот обслуживание наличности вырастет минимум в два-три раза, или на Br 1,9 трлн. в годовом исчислении.

В сухом остатке получается: именно ретейл станет финансовым донором развития современных видов платежей. Не вызывает сомнения: частично или полностью своей ответственностью он поделится с потребителем и повысит розничные цены. В оценках инфляционного давления нововведения эксперты несколько расходятся. Но пессимистичный вариант удручает: ценники в магазинах могут прибавить до 7%. Напомним, при прогнозе инфляции 12%. Чтобы покрыть возросшие издержки за собственный счет, у продавцов просто нет денег. Рентабельность ретейла — всего 2,4% на фоне падения продаж. Представитель ОАО «ГУМ» четко обозначил одну проблему: с новыми тарифами универмаг становится просто убыточным. Альтернативы нет: либо поднимай цены, либо подавай на банкротство.

Сергей Дубков  парировал: «Снижайте издержки, если рентабельность ниже инфляции, значит, предприятия проедают основные фонды». Напомнил: заграница близко, будут дорогими товары в родных бутиках — рванет народ в польские и литовские. Он констатировал: Нацбанк не имеет права вмешиваться в тарифную политику, но может давать рекомендации для поддержания финансовой стабильности. Банки прислушиваются к этому мнению.

Правда, зампред Нацбанка и пожурил своих подопечных. Мол, два года подталкивали банки по-хорошему к правильному решению, собирали, объясняли… А они все равно выставляли тариф на инкассацию иногда по «нулевой» ставке. Бесплатной услуги не бывает. Значит, ее дотировали из других доходов. А это создает непрозрачность ценообразования на банковские услуги. Почему «по-рыночному» финансистов не «отхлестали» за демпинг? Вопрос так и остался за кадром.

Эмоций во время дискуссии в Минторге было много. Из общего хода разговора даже выпал повод, по которому было принято постановление № 599 — стимулирование безналичных платежей. С какой радости покупатели схватятся на кассе за пластик? Инкассация станет дорогой?! Так эквайринг еще дороже. Причин для его удешевление инициатива Нацбанка не дает. Получается, теоретически одни минусы для торговли, плюсы — для банков: заработают лишний триллион на обслуживании розничного товарооборота. А простому белорусу остается ждать: стремление к высоким технологиям сделает его жизнь удобной и сократит «серый оборот» или просто снизит его покупательскую способность в «белых» магазинах.


volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter