Послесловие к фестивалю "Лiстапад"

Дискуссионная панель

XXIII Международный кинофестиваль «Лiстапад» завершился, оставив приятное послевкусие и шлейф ностальгии. Ведь такое яркое и самобытное авторское кино не увидишь ни в кинотеатральном потоке, ни в интернете. Фильмы разных авторов, стран, культурных традиций, «подогнанные» друг к другу, как пазлы, представили то зеркальное целое, в котором отразились время, мир, проблемы и все мы, независимо от территории проживания и национальной ментальности. В эпоху новых вызовов и жесткого прессинга особое внимание — к человеку, который не всегда способен принять и найти себя в быстро меняющейся реальности. Именно такой герой стал главным в фильмах «Анишоара» (реж. Анна–Феличия Скутелнику; Германия, Молдова), «Я, Ольга Гепнарова» (реж. Томаш Вайнреб, Петр Казда; Чехия, Польша, Словакия, Франция), «Красный паук» (реж. Марцин Кошалка; Польша, Чехия, Словакия), «Дни, что сбили с толку» (реж. Трийн Руумет, Эстония). Тема человека, бросающего вызов бюрократической машине, коррупции и в любой ситуации сохраняющего достоинство, оказалась близкой кинематографистам Болгарии («Слава», реж. Кристина Грозева, Петр Вылчанов), Китая («Я не мадам Бовари», реж. Сяоган Фэн), Румынии («Аттестат зрелости», реж. Кристиан Мунджиу). Однако Гран–при достался не картине о реальности, а «фильму–сновидению» «Лили лейн (лилиева тропа)» (реж. Бенедек Флигауф; Венгрия, Германия, Франция). Образ загадочного и волшебного мира, в котором причудливым образом переплетаются фантазии, вымыслы, воспоминания, оказался желаннее самой действительности.

«Красный паук».

Нынешний, впрочем, как и в предыдущие годы, «Лiстапад» дал много поводов для размышлений, обсуждений. Они шли как во время фестиваля, так и после окончания. Например, старая дискуссия на новый лад о том, что такое «национальное кино». Много вопросов возникало по поводу того, стоит ли представлять в Национальном конкурсе ленту совместного производства России и Беларуси, как это было в случае с фильмом «Саламанка» (реж. Руслан Федотов, Александра Кулак), который был представлен сразу в двух номинациях: документальное кино и Национальный конкурс. Еще одна важная проблема, которую предстоит решить к следующему «Лiстападу», — аудитория детского конкурса «Лiстападзiк». Хочется думать, что времена с обязательным массовым заполнением кинозалов канут в Лету. Ну нельзя загонять детей разных возрастов в кинотеатр в дни школьных каникул только потому, что там будет «детское» кино. В современном кинораскладе детское детскому рознь. Сегодняшнее детское — это не только «о ребятах и зверятах». Во многих фильмах ставятся такие же жесткие и серьезные проблемы, какие могут быть в реальной жизни у современных тинейджеров.

«Лiстапад» дает возможность развиваться собственному национальному кино. Именно это является одной из задач как Индустриальной платформы, где есть возможность установить контакты с известными зарубежными продюсерами, так и Национального конкурса, на котором третий год подряд представляются лучшие работы белорусских авторов в разных видах кино. «Лiстапад» — это вообще возможность представить свою культуру. Как важно, чтобы национальная культурная составляющая была заметна и в таких составляющих фестивального праздника, как церемонии открытия и закрытия.

lpsm3163@mail.ru

Фото listapad.com

Советская Белоруссия № 221 (25103). Четверг, 17 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter