Вот вам свежий пример, после которого я окончательно утвердилась во мнении: если уж отдыхать, так без всяких отвлекающих «примочек». Решили мы с компанией в этот раз отправиться в Петербург, напланировали себе маршрутов, начиная с познавательных и заканчивая развлекательно-кулинарными. Впечатлялись. Восторгались. Удивлялись. Конечно, не все успели, да и без импровизаций не обошлось. Но зачастую как только заходили в магазин или кафешку (а они в Питере практически на каждом углу, и их двери распахнуты круглосуточно), мои компаньоны принимались искать халявный вай-фай.
Вот не привык наш неискушенный человек отказываться от бесплатных желанных услуг, пусть и на заслуженном отдыхе! Вспомните, с какой жадностью некоторые туристы, приличные на первый взгляд, набрасываются на еду в отеле, где «все включено». Их логика понятна: когда еще такое будет? Ограничить себя? Зачем? Пока не насытятся на полгода вперед, никакое море не нужно. Так и здесь. Хочешь — шли приветики и милые фотки друзьям, хочешь — читай новости и просматривай почту: мало ли что без тебя произойдет. Да и круто, наверное, сидеть в определенной части парка Петергофа, где ловит сеть, и быть одновременно онлайн, почти рядом с кем-то. То есть, по сути, по-прежнему все там же, в той обыденности, которая поднадоела, в той же обстановке и с теми же людьми. Но в данном случае все не совсем так: ты же не такой. Вот приложение в телефоне упрямо твердит, что ты в Петергофе, путешествуешь, молодец…
Недавно прочитала: 40 % туристов считают, что смартфон — самый важный предмет во время путешествия. И время по нему узнать можно, и позвонить, SMS отослать. И сделать фотографии, пусть и не очень хорошего качества. И, конечно, посетить виртуальное пространство, которое, несмотря на исхоженность, затягивает похлеще реального.
Неудивительно, что большинство людей на отдыхе без смартфонов и планшетов — никуда. А каждый десятый проводит в сети в среднем 70 часов, или пятую часть двухнедельного отпуска. Примерно половина отдыхающих ежедневно заходят в социальные сети, четверть — непременно перед сном. Российские социологи поделились любопытной статистикой: каждому пятому туристу отдых не покажется отдыхом, если об этом не знают его друзья. Потому — нужно выложить как можно больше себя на фоне чего-нибудь и загадочно это прокомментировать. Чтобы знакомые завидовали — семь процентов россиян пользуются социальными сетями во время отдыха как раз для этого. Наши соотечественники, думаю, не исключение.
И я, бывает, по вечерам в отпуске захожу на свою страничку, если в номере вай-фай. Грешна. Поэтому стараюсь максимально насытить путешествие событиями, чтобы на безделье в телефоне не оставалось ни времени, ни сил. Как-никак — отпуск, о котором мечтала. Должна же я хоть на месяц быть предоставлена исключительно сама себе, а не гаджетам и «всему миру». А значит, надо иметь дело с тем, что есть. Или, говоря на языке психологов, быть здесь и сейчас. Что не так уж и просто.
По мнению психолога Натальи Минчук-Сычевой, одно из объяснений этому кроется в современной культуре, для которой «делать» стало важнее, чем «быть». Поэтому на первый план выходят эффективность, планирование, деятельность, успех. Просто сесть и созерцать, расслабиться — для многих слишком тяжелая, порой просто непосильная задача. Хорошо бы почаще задавать себе вопрос: что я в этот самый момент слышу, вижу, чувствую? Внимание к ощущениям учит быть здесь и сейчас, а также увеличивает удовольствие. А там, глядишь, пополнится и запас сил на год. Да и о новых местах и людях гораздо больше узнаешь. Впрочем, и о себе тоже. В следующий раз обязательно попробуйте.
Мария ДРУК
m_druk@mail.ru