Дисбаланс спроса и предложения

У главного входа во Дворец железнодорожников люди начали собираться к девяти утра. Спустя час, когда организованная на днях городской службой занятости ярмарка вакансий распахнула свои двери, на площади перед зданием яблоку негде было упасть...
У главного входа во Дворец железнодорожников люди начали собираться к девяти утра. Спустя час, когда организованная на днях городской службой занятости ярмарка вакансий распахнула свои двери, на площади перед зданием яблоку негде было упасть. Собралось несколько сотен человек. Экономисты и менеджеры, программисты и юристы, слесари и монтажники — все они пришли сюда ради одного: найти работу...

Представьте: вы — юрист с высшим образованием, а вам предлагают работу по специальности «Старший табельщик» в автобусном парке с окладом 600 тысяч рублей. Пойдете? То–то и оно... До недавних пор я считал так же, пока собственными глазами не убедился в том, что диплом юриста вовсе не является гарантией того, что вас возьмут на эту работу. «Два человека уже подали заявки на эту должность, и оба — с высшим образованием, — показывает мне для убедительности список Ядвига Фалейчик, специалист по кадрам минского автобусного парка № 1. — И это при том, что на часах еще 11.20...»

— А с педагогическим образованием возьмете? — вмешивается в наш разговор дама лет 35.

— Нет, извините, учителя нам точно не подойдут, — деликатно отвечают ей, и та разочарованно уходит.

...В первые часы работы ярмарки людей собралось столько, что пробиваться через плотные ряды соискателей приходится с большим трудом. Но в этом есть свои преимущества. Один поворот головы — и я уже слышу разговор молоденькой студентки, которая беседует с кадровиком одного из гипермаркетов. История поиска работы у девушки самая что ни на есть классическая. «Я учусь на 4–м курсе. Занятия у меня во вторую смену, поэтому до обеда я вполне могла бы работать... Искала вакансии в Интернете, но безрезультатно. Везде требуются строители, каменщики, слесари и так далее. А студенты никому не нужны. На полный рабочий день я пойти не могу. А это у работодателей главный контраргумент...»

Были на ярмарке стенды, к которым просто не пробиться, — аншлаг. В основном представляющие торговые предприятия. А есть, напротив, те, к которым подходят, но долго возле них не задерживаются. Выбираю один из них. Предприятие ОАО «Сукно». Предлагаются вакансии по специальности «Ткач». «Люди идут на ярмарку с уверенностью, что они найдут работу высокооплачиваемую. Во всяком случае, к нам уже не раз обращались с вопросом: зарабатывают ли на предприятии хотя бы миллион?! При этом интересуются, тяжелая ли работа, — беседую я с начальником отдела кадров предприятия Еленой Беспалюк. — А в легкой промышленности работа — целый день на ногах. Не каждый сюда пойдет. Да и зарплата, как и во всей легкой промышленности, у нас невысокая — 500 — 600 тысяч рублей».

Последняя ярмарка вакансий такого масштаба проходила четыре года назад. «То, что мы видим сегодня, превзошло все наши ожидания. Такого количества людей мы не ожидали встретить. За первый час к нам пришло около 7 тысяч человек. Конечно, не все люди сегодня получили работу. Но мы рассчитываем проводить такие ярмарки чаще. Например, раз в квартал, — говорит Алла Пучко, начальник отдела управления занятости населения г. Минска. — Наиболее остро сейчас нуждаются в кадрах промышленные предприятия, строительные организации, автопарки. Поэтому на ярмарке вакансий в основном востребованы эти профессии — каменщики, бетонщики, плотники, водители... А вот тем, кто имеет образование экономиста или юриста, гораздо сложнее найти работу. На рынке это называется «дисбаланс спроса и предложения»...»

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter