Дирижер, живущий "не по нотам"

Наутро Александр Анисимов снова покидал страну.
Наутро Александр Анисимов снова покидал страну... Когда в послужном списке дирижера - сотрудничество с известнейшими музыкальными театрами, гастроли с Королевским симфоническим оркестром Лондона, наконец, избрание президентом Вагнеровского общества в Ирландии, а дома - прежнее отсутствие зала для выступлений, грешно упрекать его в излишней демонстрации своего космополитизма. Тем более что обширные связи Александра Михайловича для белорусских поклонников классической музыки пользу имеют очевидную: например, к открытию нынешнего сезона Белгосфилармонии солисты Гамбургской оперы и знаменитого "Ковент-Гардена" спели в Минске без гонорара не по причине какой-то своей звездной прихоти, а из уважения к дирижеру, чей талант стал уже мировым достоянием.

В тот сентябрьский вечер симфонический оркестр Белгосфилармонии под управлением Александра Анисимова "приютил" Театр оперы. Следующий концерт оркестра, посвященный 70-летию Союза композиторов, состоялся в зале лицея БГУ. Вышло одно сплошное разочарование. Если не для публики, то для музыкантов и их дирижера, который не привык к полупустым залам. И выступления в Ирландии, а затем в Испании были для них объективно оправданной попыткой "не забыть дыхание зала". Я ни минуты не сомневаюсь, что это "дыхание", о котором говорит Анисимов, для него исключительно важно. Потому что в который раз наблюдаю, как он начинает буквально искрить творческими идеями, ощущая реальную возможность уловить пресловутое единение с публикой. Но, во всяком случае, одна из его заветных идей теперь уже наверняка скоро осуществится.

Симфонические концерты на открытом воздухе новаторским явлением, пожалуй, не назовешь. Минувшей осенью даже проливной дождь не помешал выступлению оркестра Мариинского театра - этот концерт транслировался по телевидению в прямом эфире. А самому маэстро еще в студенческие годы запала в душу грандиозная красота "открытого" выступления Ростроповича с Национальным вашингтонским оркестром... Анисимов также не раз организовывал такие концерты, правда, за рубежом. И где-то там, глубоко внутри, все копошился червячок досады, что угостить этим достойным "блюдом" белорусских музыкальных гурманов никак не удается. Теперь о будущем проекте наконец можно говорить вслух, не опасаясь сглазить: наше Министерство культуры идею маэстро уже не только одобрило, но и намерено максимально содействовать ее осуществлению. А идея роскошная. Представьте: в день юбилея освобождения Беларуси - симфонический концерт на площади у Дворца Республики, гвоздем которого станет патетическая увертюра Чайковского "1812 год" с участием колоколов, пушек и фейерверка (все эти "инструменты" указаны в оригинальной партитуре). И чтобы первый залп праздничного салюта раздался вместе с заключительным аккордом оркестра... Спектакль под открытым небом! Грандиозно и эмоционально...

Александра Анисимова нельзя упрекнуть в болезненном самолюбии и жажде славы - этому дирижеру и без того есть из чего выбирать. Легендарный Пласидо Доминго приглашает его дирижировать "Андре Шенье" Джордано, Будапештская опера жаждет заполучить Анисимова для постановки знаменитой "Пиковой дамы", консерватория в Роттердаме также ждет его с распростертыми объятиями... Но возвращается-то каждый раз он сюда, в Беларусь. И 5 марта в помещении минского Дома офицеров Государственный академический симфонический оркестр под управлением маэстро Анисимова вместе с лучшими голосами Национальной оперы исполнит свою "Симфонию любви" исключительно для белорусской публики. И я думаю, не одно лишь начало весны подсказало Анисимову название новой программы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter