Максим Рассоха о планах, потерях и приобретениях

Дирижер удачи

Месяц назад Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь (Национальный академический концертный оркестр) возглавил Максим Рассоха. 39-летний музыкант, дирижер и гобоист, отнюдь не ходящий в суперзвездах, переиграл всех претендентов на эту должность.

«Новый Финберг»


Не то чтобы в зрительских кругах Максима Рассоху не знали. Он был главным дирижером другого минского концертного оркестра — «Немига», затем играл в Президентском оркестре (а чуть позже дирижировал им), возглавлял оркестровый факультет Белорусской государственной академии музыки. Работает много, большой профессионал и совсем не звезда. К сравнениям с Михаилом Яковлевичем Финбергом, основателем Национального академического концертного оркестра и до 2021 года его руководителем, относится спокойно. Понимает, что параллелей не избежать:

— Когда говорят, вот, мол, новый Финберг пришел, реагирую нормально. Михаилу Яковлевичу было 40, когда он создал оркестр. Мне сейчас тоже 40. И возможно, через много лет я стану таким же, как он. Хотя все эти сравнения, на мой взгляд, не совсем корректны: я перенял коллектив, а не создавал его с нуля. Более того, не пришел сюда сразу после окончания консерватории, зеленый и неопытный. А прошел определенный путь, концертный в том числе. Так что багаж солидный, опыт есть. Тем более мне близки традиции оркестра и его ориентация на национальную музыку.

— Максим, предложение возглавить Национальный академический концертный оркестр Беларуси стало для вас неожиданным?

— Мне позвонили из Министерства культуры. Сказали, хотим рассмотреть вас на эту должность — не будете ли против? Как я понял, были и другие кандидаты. Я дал согласие практически сразу: почему бы не попробовать? Хотя если бы мне предложили это еще лет пять назад, отказался бы, поскольку не имел того опыта и тех навыков, которые приобрел за это время. На момент предложения от Минкульта я был доцентом оркестрового факультета Белорусской государственной академии музыки.

— Но с консерваторией, насколько я знаю, ваши отношения не закончились?

— Все верно, остался на полставки. Нужно довести курс — нельзя бросать ребят среди учебного года. Тем более я веду там духовой оркестр, в такой короткий срок замену сложно найти.

«Публику нужно готовить»


— Как прошла первая встреча с музыкантами и артистами концертного оркестра? Какие планы строили, о чем говорили?

— Начну с того, что планы оформились в моей голове еще даже до того, как я официально трудоустроился. Не было такого: не знаю, что делать, давайте вместе думать. Так что пришел к коллективу с конкретными предложениями. И они уже в наших планах: это два концерта, которые станут частью фестиваля «Классика у ратуши». Первый концерт представим 4 июня, это будет программа «Антология белорусского джаза». Второй — «Музычныя скарбы Радзівілаў», его сыграем 20 августа.

— Вы известны еще и как большой любитель музыкальных экспериментов. Как они будут уживаться с традиционными программами оркестра?

— Легко! Сейчас 2022 год, просто играть концерты уже неинтересно. Людям хочется шоу, перформанса. Поэтому мы постоянно ищем идеи, которые привлекут зрителей. Сочетание музыки с театром, живописью — мне все это очень интересно. Сыграть, скажем, джаз в ночи — почему бы и нет?

Более того, я считаю, что публику нужно готовить. Рассказывать, почему сейчас прозвучит то или иное произведение, для чего мы играем его в концерте. Просто прийти и послушать концерт, как раньше — объявили номер и оркестр играет, — это совсем не тот эффект. Нужна крепкая драматическая линия, в том числе поэтому я часто сам еще и веду свои концерты. Следует быть гибким, приспосабливаться к новым условиям рынка, где каждый оркестр борется за зрителя. Сейчас время такое: кто больше может, тот и молодец.

Традиции и современность

— Акцент на национальном музыкальном наследии сохранится?

— Безусловно. Это то, что оркестр пропагандирует уже много лет. И в этом по-прежнему наша задача — открывать в том числе новые страницы в истории отечественной музыки. Вот белорусский джаз, например. Кажется, что это парадоксальное сочетание. Но он существует, развивается, хотя публика о нем практически ничего не знает. Мы постараемся рассказать.


— А что касается фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно, останетесь ли вы верны принципам Михаила Финберга: со сцены в эти дни должно звучать только белорусское слово?

— Эту традицию я нарушать не смею. Другое дело, что в этом году акцент будет сделан еще и на новой странице в истории концертного оркестра. XXI век — и фестиваль 21-й. А значит, есть смысл подумать о каком-то новом формате. Но все важные темы, конечно, прозвучат: это и Год исторической памяти, и юбилеи Янки Купалы и Якуба Коласа. Мы дадим четыре концерта: конкурсное выступление, традиционный гала-концерт открытия фестиваля, а также концерты классической и джазовой музыки.

— Посмотрела ваше расписание на ближайшие месяцы: впечатляет. Собираетесь оставить без работы все остальные коллективы?

— Чем больше концертов, тем лучше для нас. Это одна из моих задач — создавать концертные программы, которые будут востребованы и позволят коллективу быть в тренде. Плюс нужно сделать так, чтобы коллектив зарабатывал, чтобы у артистов были достойные зарплаты: в оркестре работают одни из лучших музыкантов страны. Расписание формируется постепенно, но есть некоторые проекты, которые мне особенно близки. Так, скажем, к 135-летию со дня рождения Марка Шагала мы сделаем в Витебске концерт, состоящий из музыкальных посвящений художнику — впервые в стране. На «Славянском базаре в Витебске» сыграем концерт с победителями и лауреатами конкурса молодых исполнителей предыдущих лет. 20 мая приглашаю вас в Несвиж, где пройдет традиционной фестиваль «Музы Нясвіжа». Музыка эпохи Радзивиллов прозвучит как в самом замке, так и в костеле Божьего Тела. Красивые юбилейные даты в этом году отметят Полоцк, которому исполнится 1160 лет, и Могилев — он отпразднует 755-летие. Там тоже сыграем. В сентябре также приглашаю на «Полесские встречи» в Любани и ХХ Белорусский фестиваль искусств им. М. Чуркина в Мстиславле.


ПО ПОВОДУ

«Конечно же, этот оркестр должен носить имя Михаила Финберга. Я надеюсь, что мы с этой инициативой обратимся в Министерство культуры и получим поддержку. Так должно быть. Я думаю, что, возможно, удастся сделать фестиваль имени Михаила Яковлевича Финберга — может быть, у него на родине в Мозыре, может, в Минске. Идей много. Конечно, хотелось бы увековечить это имя. Ведь это эпоха, легенда», — такое мнение высказал в эфире телеканала «Беларусь 1» Максим Рассоха после назначения художественным руководителем Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь.

КСТАТИ

В Национальный академический концертный оркестр Беларуси назначен и новый директор. Им стал Дмитрий Тиханович — трубач, ведущий мастер сцены, обладатель медали Франциска Скорины. В коллективе он работает с 1999 года.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter