История одной фотографии дирижера Александра Анисимова

Дирижер — мим музыки

Удивительная профессия дирижер! Писателю нужна бумага и карандаш, чтобы записывать, художнику — холст и краски, певцу — голос, музыкантам — инструменты. А вот дирижеру достаточно палочки... Хотя, по большому счету, он вполне может обходиться и без нее.


Иногда я люблю наблюдать за работой дирижера по телевизору, отключив звук. Если произведение, исполняемое оркестром, знаешь, то это легко, тогда многое понятно. Если же музыка незнакомая, то я пытаюсь ее увидеть. Бывает, что получается, но чаще нет.

Дирижер иногда очень активен: фалды фрака, как крылья, трепещут, бабочка может набок съехать, волосы растрепаться. На цыпочки привстает, словно за горизонт заглядывает или с высокого обрыва нырнуть собирается. Воздуха полную грудь набирает. Взмах рук — и оркестр зазвучал, музыка полилась.

Морщит лоб, то одним, а бывает, и двумя глазами подмигивает, а еще, как ученик перед строгим учителем, закатывает к потолку глаза, головой трясет, а пальцы в кулаки сжимает...

Да, точно, дирижер со своей палочкой перед оркестром, как учитель с указкой перед классом.

Поразительно, но маэстро управляет оркестром тысячами непонятных движений, мимических ужимок, подмигиваний, улыбок, как веселых, так и ехидных, каких–то поглаживаний воздуха... Иногда кажется, что он гладит нежно, по шерсти, невидимого котенка. Треплет длинные уши спаниелю и даже пытается усмирить злого волка.

Понимаю, что это совсем не правильно, когда вместо того, чтобы слушать музыку, сижу и рассматриваю дирижера, пытаясь музыку увидеть. Когда наблюдаю за Александром Анисимовым, может быть, самым эмоциональным и раскрепощенным из наших дирижеров, то эту самую музыку — вижу.

Кстати, она всегда похожа на дирижера. И как школьники начинают говорить голосом своего учителя, копируя манеру с интонациями, так и музыканты оркестра становятся похожими на дирижера. Тот улыбнулся глазами — струнные улыбаются, наморщил лоб — духовые головы опускают, округлил глаза — барабанщик привстал, глаза как литавры... А тряхнет волосами (седыми, густыми) — и весь оркестр вздрогнет, воспарит... И ярче заблестят валторны, тромбоны, альты и геликон, а литавры засияют, как две луны.

Александр Анисимов — великолепный популяризатор классики, очень коммуникабельный человек, верящий в небесное происхождение музыки и считающий свою профессию в чем–то почти божественной...

Он не боится парадоксов в творчестве и очень элегантно склоняет голову, когда замолкает последний аккорд.

Евгений Коктыш, следя за его работой, нажимая и нажимая на гашетку своей камеры, пытается словить неуловимое. Иногда удается.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter