Дирижер — это айсберг

Интервью с заслуженным артистом России Евгением Бушковым
Государственный камерный оркестр в ожидании открытия нового концертного сезона. Афиша интригует: необыкновенные приключения итальянцев по всему миру, латиноамериканская ночь, северное сияние. В кулуарах филармонии говорят о каком-то эксперименте. Первая программа прозвучит уже 17 сентября. В чем «фишка»? Выясняем подробности у главного дирижера коллектива заслуженного артиста России Евгения Бушкова.

— Евгений Робертович, что за эксперимент?

— Я сказал бы, творческо-экономический. Наконец-то осуществилась моя давняя задумка организовать выступления оркестра в абонементной серии, то есть чтобы у зрителя была возможность сразу приобрести билеты на 3 концерта цикла. Все удалось только в этом сезоне, чему я очень рад.



— Но чтобы зритель пошел в кассу сразу за тремя билетами, его надо хорошенько убедить в целесообразности такого шага...

— Разумеется, это будет выгодно и экономически, ведь билеты на отдельные концерты будут дороже, и творчески, так как программу подбирали тщательно. В ней есть, например, произведения Микаэла Таривердиева — скрипичный концерт и всеми любимые песни к кинофильмам, и программа, посвященная творчеству Евгения Крылатова. Мы будем играть музыку очень разную: популярную и малоизвестную, но очень интересную. Например, предложим познакомиться с творчеством итальянских композиторов, которые не были признаны на родине, но получили мировую известность, видимо, в стране в определенные периоды не могло поместиться столько гениев. Музыка замечательная. Эту программу мы представим здесь впервые, играли ее на зарубежных гастролях — успех неизменный. Гостем этого вечера станет удивительный российский музыкант, победитель Всеамериканского гитарного конкурса Дмитрий Илларионов. Много премьер во втором концерте абонемента, в котором 24 ноября прозвучит латиноамериканская музыка. В третьем абонементе мне не терпится познакомить зрителя со скрипичным концертом латвийского композитора Петериса Васкса. Восхитительное произведение, одно из самых серьезных, которые мне пришлось слушать в последнее время. В этот же вечер прозвучит сюита шведского композитора Курта Аттерберга. Для меня этот автор стал открытием. Невероятно красивая музыка. Она будет настоящим подарком для тех, кто придет на концерт в символичный день 14 февраля.

— Солировать будет ваш сын, известный скрипач Марк Бушков.

— Я рад, что его удалось заполучить. У Марка сейчас хорошая карьера, он живет в Германии, во Франкфурте, много и успешно гастролирует по Европе и за океаном. В Минске он сыграет с замечательным альтистом из Москвы, победителем международных конкурсов Александром Акимовым. Здесь на сцене они встретятся впервые.

— Не могу не попросить рассказать о вашей музыкальной династии.

— Династия уже довольно большая. Моя мама — известная советская скрипачка Зоря Шихмурзаева, лауреат многих конкурсов, больше 40 лет преподавала в консерватории. Отец тоже скрипач. Почти 25 лет работал в оркестре у Евгения Светланова. Потом 12 лет был играющим директором в «Виртуозах Москвы» Владимира Спивакова, практически один из создателей этого коллектива. Позже был директором у многих знаменитых музыкантов — Владимира Федосеева, Павла Когана, Юрия Башмета.

Педагог и концертирующая скрипачка — моя сестра Юлия, она живет в Техасе. Как уже говорил, хорошим скрипачом стал Марк, музыкой он занимается с 3 лет, третий в нашем роду лауреат конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. Первой была мама — в 1963-м, вторым — я, в 1989-м, а в 2013-м — Марк. Дочке Мишель — 11. Она успешно занимается на двух инструментах — фортепиано и скрипке. С нетерпением заглядываю в послезавтра — какой из них перетянет. Впрочем, интересны ей сейчас и композиция, и пение. Но, думаю, лучший вклад в семью сделала моя старшая дочь. Она тоже занималась музыкой, но выбрала медицину, и теперь я понимаю, насколько это хорошо. Честное слово: один домашний доктор пятерых музыкантов стоит.



— С  нашим оркестром вы открываете уже шестой сезон, а что привело вас, известного скрипача и дирижера, из Москвы в Минск?

— Меня сюда пригласили. Это было в 2009-м, я как раз заканчивал свою работу у Юрия Башмета в «Новой России», где был вторым дирижером несколько лет. Предложение застало меня врасплох, но показалось интересным. К тому же к коллективу я относился с особым пиететом. Я застал его во времена наивысшего взлета, когда его музыканты выступали со Святославом Рихтером. Я был на том потрясающем концерте в Москве в 1983 году, когда Минский камерный оркестр под управлением Цирюка приехал по приглашению Рихтера выступить с ним в Большом зале консерватории.

— Дилетантский вопрос, от тех, кто в филармонию не ходит. Зачем дирижер оркестру? Музыканты-профессионалы сами наверняка справятся...

— Мнение часто встречающееся. Да, визуально дирижер — это как верхушка айсберга. Но то, что под водой, то огромное, на что когда-то напоролся «Титаник», — вот это, пожалуй, и есть действительная роль дирижера в музыке. Конечно, музыканты в состоянии играть сами, исполнить те ноты, которые стоят перед ними. Но коллективное сознание существует лишь как средство выполнения, а не как форма индукции музыкальной мысли или эмоции. Дирижер индуцирует идею, и если ее нет, творчества не происходит. Можно послушать одну и ту же музыку с одним дирижером, с другим и без него — и все три впечатления будут разные.

— Вы играли и дирижировали в разных странах, а какие впечатления у вас от здешней публики?

— Она особенная, реагирует особым способом. Прежде я нигде такого не видел: чтобы после финального аккорда солист-пианист поднялся из-за рояля и с ним в одном порыве встал весь зал. Так проникнуться энергетикой исполнителя — это не каждому дано.

— Москва не зовет?

— Зовет только потому, что Мишель занимается там в двух музыкальных школах, и пока я не могу оторвать ее от тех педагогов, у которых она учится. Но ей тоже нравится Минск, она с удовольствием здесь бывает. Именно здесь с нашим камерным оркестром она в 5 лет сыграла свой первый концерт. Ежегодно в День семьи мы проводим концерты, в которых играют дети наших музыкантов. Замечательный проект. Кстати, для детей готовим новый абонемент «Классика — это классно!». О серьезной музыке опять поговорим увлекательно и познавательно. 

О первых выступлениях

— Как раз летом Мишель разучивала на фортепиано концерт Баха, а я вспоминал, как играл его же на скрипке. Это было мое первое выступление с оркестром в возрасте 8 лет. Такие воспоминания не стираются. Кстати, учась в Центральной музыкальной школе в Москве, я довольно много гастролировал по Союзу, в том числе выступал и в Минске. У меня сохранилась тетрадочка с записями той поры. Сейчас иногда туда заглядываю. Первый приезд в Минск был в 1979-м, мне было 11. Я играл с оркестром в зале филармонии. Помню замечательного дирижера Юрия Ефимова. Здесь же позже, учась уже в последних классах школы, довелось сотрудничать с Юрием Цирюком и камерным оркестром, который сам теперь возглавляю.

isvirko@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter