Дирижер Анисимов: железная рука в лайковой перчатке

Премьерой оперы "Трубадур" Джузеппе Верди в Национальном оперном завершается "предрождественская неделя" дирижера Анисимова - своеобразный цикл концертов и спектаклей, которые вот уже несколько лет подряд маэстро проводит у нас в Минске именно в декабре.
Премьерой оперы "Трубадур" Джузеппе Верди в Национальном оперном завершается "предрождественская неделя" дирижера Анисимова - своеобразный цикл концертов и спектаклей, которые вот уже несколько лет подряд маэстро проводит у нас в Минске именно в декабре.

"Неделя" началась 15 декабря оперой "Евгений Онегин", где выступали гости - солисты Большого театра из Москвы. Потом - 18 и 20 декабря - были два очень хороших филармонических концерта. В одном из них выступил Анисимов-младший - сын Александра Михайловича, молодой пианист, который летом этого года с отличием закончил Парижскую консерваторию и уже имеет в послужном списке лауреатство международного конкурса Stanway (I премия). Сегодня и завтра - опять опера и долгожданная вердиевская премьера... Словом, если Анисимов в Минске - это всегда ощутимо.

Нынешний сезон - первый, когда дирижер совмещает руководство двумя нашими оркестрами сразу: оперным и симфоническим филармоническим. Не знаю, как себя чувствует при этом Анисимов-человек, но Анисимов-художник выглядит очень уверенно, несмотря ни на какие нагрузки. И вообще, кажется, он всегда к ним стремился. По крайней мере, теперь стал более понятен аллегорический смысл одной вещи, давно мучившей меня: наличие на рабочем столе Анисимова у него в кабинете анатомической конструкции человеческой кисти. Зачем он, этот изящный скелетик, среди партитур и факсов? Теперь дошло: "Все держать в своих руках!" Хотя соглашусь и на иные прочтения.

Тем не менее оркестр Белгосфилармонии уже явно ощутил прикосновение профессиональной анисимовской "железной руки в лайковой перчатке". Прежде всего коллектив получил расписание на год буквально по часам. Так сказать, все творческие взлеты запланированы заранее. "Прежде всего - порядок в доме, - отчеканил Александр Михайлович на пресс-конференции. - Чтобы заранее знать: когда гостей принимаем, когда сами в гости едем". Он очень собранный и работоспособный человек, этот дирижер Анисимов. Прямо европеец. А кто сказал, собственно, что капитализм - это хаос?.. Но ведь есть еще "местные реалии"... Однако и на них Анисимов пошел в наступление, вырабатывая "новый модус общения с администрацией". Впрочем, широкую публику это может интересовать лишь в том аспекте, что афиши концертов развешаны в городе в срок, что стулья под музыкантами на сцене не скрипят от ветхости и что пульты тоже не колченогие и притом все одинакового цвета. Но даже если бы и остались некоторые административные шероховатости, они не затмили бы творческих достижений симфонического оркестра Белгосфилармонии и его нового главного дирижера Александра Анисимова. Последняя их программа, представленная позавчера, 20 декабря, отличалась особой изысканностью. Она состояла из произведений композиторов, которых вдохновили великие поэты: Гете - Бетховен (увертюра к трагедии "Эгмонт"); Байрон - Чайковский (симфония си минор "Манфред") и Шекспир - Канчели (сочинение "And Farewell Goes Out Sighing..." - "И прощания уходят вздыхая..."). За постмодерн Гия Канчели мы должны быть Анисимову благодарны особо. Современную симфоническую музыку в Минске исполняют очень редко. Это - раз. Во-вторых, всемирно известный композитор Канчели написал эту пьесу к миллениуму по заказу симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, а в Минске это было первое исполнение сочинения. И самое главное, музыка насколько экстравагантная, настолько и... провидческая. Не знаю, возможно, у музыковедов найдутся более точные эпитеты, но мне как слушателю-меломану дорого вот какое мое впечатление: Канчели как-то очень осязаемо передал мне чувство неизбежности вечного движения, вечного повторения. Вздыхай не вздыхай, но даже искусство здесь ничего не может изменить. Только что поэтично зафиксировать сей факт и внушить смирение перед неизбежным. "Приедается все, лишь тебе не дано примелькаться". Но разве этого мало?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter