Директорский возраст

Столичную школу № 85 Николай Кисель возглавил в 27 лет Встреча с этим человеком навеяла мне воспоминания о старом добром кино «Большая перемена». И дело вовсе не во внешнем сходстве моего собеседника с незабвенным Нестором Петровичем. Их, пожалуй, объединяют только энергичность, увлеченность своим делом и молодость. Еще бы! В свои 28 Николай КИСЕЛЬ (на снимке) уже год как возглавляет столичную среднюю школу № 85. И делает это вполне успешно. …Думала ли чета Кисель, проживающая в Клецком районе Минщины, что один из их четверых детей — Николай — пойдет по педагогической стезе? Пожалуй, нет. Да, собственно, и с чего бы? Мама семейства всю жизнь проработала в торговле, отец — тракторист в местном СПК. Не было учителей и среди ближайшей родни. Выходит, самородок. Впрочем, такие черты, как ответственность, упорство и любознательность, проявились у Николая достаточно рано. Именно они помогли ему сначала окончить с серебряной медалью родную школу, а затем отлично учиться в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка. Старания молодого человека не остались незамеченными. На третьем курсе вуза он стал стипендиатом специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Кроме того, успевал заниматься общественной работой — был старостой группы и физоргом факультета. Вот тут-то и обнаружились его организаторские способности, ведь необходимо было собрать команду, получить данные для ее допуска на соревнования и т.д...

Столичную школу № 85 Николай Кисель возглавил в 27 лет

Встреча с этим человеком навеяла мне воспоминания о старом добром кино «Большая перемена». И дело вовсе не во внешнем сходстве моего собеседника с незабвенным Нестором Петровичем. Их, пожалуй, объединяют только энергичность, увлеченность своим делом и молодость. Еще бы! В свои 28 Николай КИСЕЛЬ (на снимке) уже год как возглавляет столичную среднюю школу № 85. И делает это вполне успешно.

…Думала ли чета Кисель, проживающая в Клецком районе Минщины, что один из их четверых детей — Николай — пойдет по педагогической стезе? Пожалуй, нет. Да, собственно, и с чего бы? Мама семейства всю жизнь проработала в торговле, отец — тракторист в местном СПК. Не было учителей и среди ближайшей родни. Выходит, самородок.

Впрочем, такие черты, как ответственность, упорство и любознательность, проявились у Николая достаточно рано. Именно они помогли ему сначала окончить с серебряной медалью родную школу, а затем отлично учиться в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка.

Старания молодого человека не остались незамеченными. На третьем курсе вуза он стал стипендиатом специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Кроме того, успевал заниматься общественной работой — был старостой группы и физоргом факультета. Вот тут-то и обнаружились его организаторские способности, ведь необходимо было собрать команду, получить данные для ее допуска на соревнования и т.д.

Впрочем, можно окончить пед­университет, а педагогом не стать. Свое­образной лакмусовой бумажкой, по признанию собеседника, становится учебная практика. Увидел себя в этой роли, вписался в школьную жизнь — значит, профессию выбрал правильно.

Но в том, что его жизнь будет связана с математикой, Николай никогда не сомневался. Любовь к ней привила Софья Николаевна Милешкевич, преподававшая в родной школе математику. А в 10-м классе молодой человек перешел в открывшийся профильный математический класс, где обучалось всего два человека. Впрочем, для сельской школы, где всех учеников было около полусотни, это ситуация обычная. Лучшие всегда на виду, и для них делается много.

Как признается собеседник, с учителями ему просто повезло – все они были педагогами от Бога. А Софья Николаевна была требовательна и строга. Еще с тех времен в душу Николая запал принцип справедливости, и сегодня, уже будучи преподавателем, использует его и он. «Нам всегда ставили отметки заслуженно и никогда — авансом. Этого принципа придерживаюсь и я. Считаю недопустимой ситуацию, когда обладатель хорошего школьного аттестата не подтверждает знания во время централизованного тестирования. Такого быть не должно».

Уровень обучения в сельской школе не уступал городской, вспоминает руководитель. Разве что (теперь об этом Николай говорит с улыбкой) в бытность его уче-ником в родной школе не было компьютерных классов. Этот пробел он остро ощутил во время учебы в вузе, когда осваивать умную машину приходилось фактически с нуля. Современный сельский школьник, подчеркивает он, с такой проблемой не сталкивается.

После окончания вуза были профессиональный лицей № 3, гимназия № 25, а затем и ГУО «СОШ № 85 г. Минска», куда Николай Кисель пришел заместителем директора и которую спустя полгода возглавил. Он не из тех, кто боится сложностей. Он любит и умеет учиться. И новую должность он воспринял именно как возможность для развития и профессионального роста. «Директор отвечает в школе за все: за организацию качественного учебного процесса, техническую сторону вопроса. Но это не страшно. Напротив, интересно: это возможность чему-то научиться, узнать что-то новое, одним словом, развиваться», — убежден он.

Дел в любой школе мало не бывает. Поэтому Николай взял за правило: рабочие вопросы решаются на работе. Нужно просто грамотно организовать рабочее время. Хотя дома у него надежные тылы и полное взаимопонимание – жена тоже педагог, физик-математик. «Наверное, это хорошо, — признается он, — ведь обсудить и решить можно любой вопрос».

И все же из-за занятости уйти в отпуск пока не выходит: за полтора года работы в этой школе Николай отдыхал всего две недели. «Больше не получилось, — улыбается он. – С августа прошлого года назначен на должность, а до этого исполнял обязанности директора. Нужно было готовить школу к учебному году. Школа старенькая, поэтому за ней глаз да глаз. Что-то делаем своими силами при помощи родительского комитета, во многом помогает управление образования Заводского района. Сейчас, например, идет замена системы отопления, поскольку при низких температурах зимой произошел прорыв. Меняем двери».

Собеседник убежден: с коллективом, школьниками, их родителями ему повезло. Есть уважение и взаимопонимание. Все проблемы здесь принято решать сообща, не вынося сора из избы. «Хоть это обычная общеобразовательная школа и ребята в учебе больших звезд с неба не хватают, зато показывают успехи в спорте, — делится директор. — Уже пять лет занимают первые места в круглогодичной спартакиаде среди школьников района, побеждают в городских соревнованиях по баскетболу. Во многом благодаря замечательному педагогу по физическому воспитанию Владимиру Дмитриевичу Гара. Кроме того, на базе школы организованы спор­тивные классы по плаванию, которые тренируются на базе бассейна «Янтарь». Здесь занимаются ребята со всего Минска».

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter