За 10 месяцев темп роста производства Слуцкого льнозавода составил 170%

Директор Слуцкого льнозавода Виталий ГРИШАНОВ: «Стремимся заинтересовать своих поставщиков»

За 10 месяцев темп роста производства Слуцкого льнозавода составил 170%
Во время резонансного апрельского визита Главы государства на Слуцкий льнозавод камеры тележурналистов запечатлели огромные скирды тресты под открытым небом, тракторы на спущенных колесах и беспорядок на заводской территории. Половина заготовленного льна, выращенного сельчанами, что называется, на глазах теряла качество. 

Сейчас предприятие не узнать. В новых хранилищах сложены аккуратные рулоны. И остатки 2012—2013 годов, всего 1200 тонн, сразу же замечаемые по «растрепанности», теперь в шохах. Кругом газоны, заасфальтированы подъезды к производственным помещениям и внутренние дороги. Еще 9 гектаров территории возвращены городу. Но самое главное — высокопроизводительная автоматизированная линия по производству льноволокна стоимостью 41 миллиард рублей, запущенная в июле, работает в круглосуточном режиме. За 10 месяцев темп роста производства составил 170 процентов. Заготовлено 6,5 тысячи тонн сырья, которого должно хватить до следующего урожая. 

Какими только красивыми эпитетами и сравнениями не наградили лен. Почему же прославленная культура не приносит сельхозпроизводителям прибыли? Причину директор Слуцкого льнозавода Виталий Гришанов прежде всего видит в техническом несовершенстве ее уборки:

— Выращивать лен мы научились, но когда начинаем убирать, то портим его. Культура ведь очень трудоемкая. Чтобы убрать, к примеру, тысячу гектаров сахарной свеклы, нужен один комбайн и два механизатора для его двухсменной работы. А для льна на такую же площадь необходимо 50 механизаторов. Мы в помощь своим 15 привлекали еще 30 со стороны. На перевозке задействовали 10—15 машин частных предпринимателей. И только тогда смогли нормально убрать, но, к сожалению, еще не добились требуемого качества тресты.

На новой линии Слуцкого завода сейчас перерабатывается сырье номером 1,25 и выше. Головки запрессованы с левой стороны, как того требует технологический процесс, чтобы была возможность их очесывать (если это не сделано в поле) и таким образом получать дополнительный источник доходов от семян. Установлен пресс для изготовления кастробрикетов, которые покупают местные коммунальщики. Скоро пойдут отходы и на экспорт. Оказывается, костра востребована как прекрасная подстилка для элитных лошадей, чтобы у них не развивались болезни копыт. Сейчас в Китае делают оборудование для упаковки этой продукции в пакеты. В Поднебесную отправляется и продукция низшего качества — короткое льноволокно, невостребованное Оршанским комбинатом. 

Но все же основная задача, стоящая перед предприятием, — добиваться высокого качества волокна. Для выращивания северного шелка в следующем году в сырьевой зоне Слуцкого льнозавода подобраны пригодные по гранулометрическому составу и кислотности почвы. Не секрет, что нынче сельхозорганизации неохотно отдают под возделывание льна лучшие земли, ведь отдачи от них не видят. И это еще один фактор неудач отрасли. Как рассказал Виталий Гришанов, культура должна возвращаться на прежнее место через пять—семь лет. Для такого предприятия, как Слуцкий льнозавод, чтобы создать правильный севооборот, необходимо иметь 17 тысяч гектаров. В пределах района это нереально.

И все же пригодную землю найти можно и нужно. Ведь по Минской области в структуре пашни культура занимает меньше процента: из миллиона 100 тысяч гектаров только около 10 тысяч занято подо льном. Гораздо больше земли «гуляет». 

Для прибыльного производства необходимо учитывать и плечо перевозки — расстояние от завода до поля более 30 километров уже убыточно. И, наконец, засевать поля самыми лучшими и перспективными сортами. 

В этом году благодаря введенным надбавкам в отрасли произошел значительный рывок. Производители немного окрепли. 

— С учетом господдержки выходим на прибыль. Выращивание льна стало рентабельным, а вот при переработке несем убытки. Несмотря на очевидную и характерную для многих предприятий проблему нехватки оборотных средств, почему-то два года подряд на заготовку не выделялись льготные кредиты. Лен — единственная «обделенная» культура. И хозяйства, которые отдают свою продукцию на убыточные заводы, подолгу ждут расчетов, — обрисовал ситуацию Виталий Леонидович. — Мы стремимся заинтересовать своих поставщиков. В этом году расплатились за тот лен, что купили для нового производства, за счет ссуды от Комитета соцзащиты на создание 30 новых рабочих мест. И уже видим, как у крестьян появился интерес. Так, в Копыльском районе намерены расширить площади под этой культурой. 

На модернизацию отрасли в 2013—2015 годах направят около 3 триллионов рублей. Деньги большие. Но чтобы вложения оказались эффективными, окупались и приносили прибыль, необходимо решать одновременно проблемы поля и переработки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter