Директор ОАО «Вознесенский» Надежда Кондратюк: «Вместе нам многое по плечу»

Уверена, что в Жабинковском районе нет человека, который бы не знал Надежду Кондратюк: вот уже 10 лет эта жизнерадостная и целеустремленная женщина руководит ОАО «Вознесенский». И 42 года — в сельском хозяйстве. Под ее началом сельхозпредприятие превратилось в одно из лучших не только на Брестчине, но и в стране. Да и внешне хозяйство не похоже ни на одно другое — яркое, чистое, запоминающееся… 

Себя же Надежда Григорьевна считает обыкновенной сельчанкой, любящей землю, людей и свое дело. Дважды становилась победительницей областного конкурса «Женщина года». А в прошлом признана лучшей и в республике в номинации «Успешный руководитель». Но прежде чем что-то требовать от других, она сама показывает пример дисциплины и ответственности.


— Надежда Григорьевна, кем мечтали быть? 

— Наверное, как и большинство моих ровесников, учителем, авторитет которого на селе был непререкаем. Родилась-то я в Лунинецком районе. Но, окончив 8 классов, поступила в Столинский сельхозтехникум — с подружкой Раей за компанию. Чтобы, как она уверяла, красивыми ходить на работу. 

Мы поступили, окончили. Нам как лучшим по успеваемости позволили выбрать хозяйство. Я хотела вернуться в свое, но Райка опять убедила: домой всегда успеется, а так хоть свет повидаем. Выбор пал на колхоз имени Чапаева: так в 1979 году называлось наше хозяйство. Председатель за нами прислал самосвал. Закидав в него свои нехитрые пожитки (в основном книги), мы и сами забрались в кузов. Так и прибыли к первому месту работы.

— А первый рабочий день помните?
— Конечно! Для меня он был судьбоносным. Придя утром в правление, в ожидании председателя сели по обе стороны двери. Он пришел, внимательно посмотрел на каждую из нас, а потом и говорит: «Та, что слева (а это была я), будет экономистом по труду и заработной плате». Я чуть не подскочила от радости! Эта работа мне нравилась больше всего. Подруга же занялась статистикой. 
Потом заочно окончила нархоз. И в 1985-м, еще не получив диплом, возглавила экономическую службу хозяйства. Даже сегодня во мне больше экономиста, чем председателя. Любой специалист, не обсчитав все и не доказав цифрами рентабельность той или иной покупки или технологии, на мою поддержку может не рассчитывать. Я понимаю (и принимаю) только язык цифр. Экономика превыше всего.

— Так у вас одна запись в трудовой?

— Не совсем. После 25 лет экономистом меня перевели в Жабинковский райисполком заместителем начальника управления сельского хозяйства и продовольствия, повысив затем до первого зама. 

А через 9,5 года (в мае 2011-го) я вернулась в свой колхоз — сельчане на общем собрании избрали председателем. Признаюсь: хозяйство было не лучшим. Минус по молоку, изношенная техника, дефицит кормов… По деревне можно было пройти только в резиновых сапогах. Но в то же время были (не важно какие) техника, земля, скот. А главное — люди. Вот ради них, пожалуй, я и согласилась. Ведь каждого знала в лицо! Да и исполкомовские годы многому научили. Побывала в десятках лучших хозяйств Беларуси. Я понимала, на что и на кого мне равняться. Очень хотелось, чтобы ОАО «Вознесенский» зазвучало. 

— Откуда такое название?

— Бывший колхоз имени Чапаева (как раз в год моего возвращения, но еще до меня) преобразовали в СПК «Вознесенский» — по названию храма XVII века Вознесения Господне, что в деревне Вежки. 

— С чего началось преображение?

— С мастерской — вся техника стояла по дворам. Многие вообще были скептически настроены: не хватало, чтобы нами баба командовала. Это был переломный момент. Но мы и тракторы в гараж вернули, и пьянку искоренили. 

Сделали ремонт, провели отопление, оборудовали прекрасный учебный класс. И уже в 2012 году заняли первое место в области по организации труда в мастерских. Энергонасыщенный трактор МТЗ-1221 казался сказочным подарком. 

Кардинально пересмотрев кормовую базу и поменяв рационы, добавили по удою 1057 кг молока на каждую корову. Урожайность зерновых культур и сахарной свеклы увеличили на треть, рапса — вдвое, вышли на плюсовую рентабельность по всем направлениям в растениеводстве и животноводстве. 

Люди ждали газ, асфальт, жилье… Сегодня уже все эти жизненные задачи решены. Но тогда было очень непросто.

Профилакторий для телят — что может быть круче?

— Легко ли женщине быть руководителем, да еще и успешным? 
— Никогда не думала об этом… Просто ставлю задачу, планирую, что надо сделать, и твердо иду к цели. Всегда, везде и всюду хочу, могу и буду!
Что же касается моей победы в республиканском конкурсе, то это заслуга всего нашего коллектива. 

— Чем запомнилось шестое Всебелорусское народное собрание?

— Пронзительной речью Президента: помню, как голос дрожал и слезинка выступила. Низкий поклон ему за все, что сделано. Главное, сейчас все это не растерять. 

Посмотрите, какое изобилие на столах и в магазинах. Знает ли молодежь цену хлеба? Отец в 19 лет ушел на войну и встретил победу в Берлине. А мама всегда ценила каждую хлебную крошку, вспоминая голод и холод минувшего лихолетья. 

В стране мир и покой, достойная заработная плата. Что еще надо? Больно было смотреть, как народ выходил на площади, митинговал, требуя непонятных перемен. Безусловно, нам нужны преобразования. Изменились время и люди, выросло другое поколение со своими взглядами и потребностями. Но все перемены должны быть постепенными и продуманными, не революционными, а эволюционными. 
Искренне переживаю за судьбу Беларуси. И ее будущее, равно как и каждого из нас, мне небезразлично. Вместе нам многое по плечу, надо только жить дружно. А что делить? Родина-то у нас одна. 
А чтобы хорошо жить, надо уметь глубоко мыслить, быть трудолюбивым и терпеливым, настойчивым и смелым, добрым и милосердным. Верить в себя, людей и завтрашний день. И, конечно, в Бога. 

— В свое время вы хотели заняться трудными подростками. Какими вам кажутся тинейджеры?

— Да, было такое желание: видела, как сложно приходится их родителям. Но и сегодняшним не легче. Мы упустили время — все жалели ребят, чтобы не дай бог не почувствовали они ни той тяжелой жизни, ни того дефицита, которые достались нам. Очень зря… Сегодня во что бы то ни стало надо сохранить преемственность поколений. 

Вспомните, каким жарким выдался прошлый август. Разве можно так себя вести — яро и нагло? Если бы в тот момент Президент попросил о помощи, я бы первой встала в строй. Даже с оружием. 

А в знак своего протеста и сегодня обхожу стороной магазины и продукцию тех, кто стал тогда под бчб-знамена.

— Кадровый вопрос в хозяйстве как решается?

— А у нас он и не стоит. Я люблю нашу молодежь — продвинутую и креативную. Приятно, что 16 молодых специалистов, которые приехали в наше хозяйство, пустили здесь корни. Так командой и идем к общей цели. Каждый должен ощущать свою причастность к общему делу и видеть результат.

— Какие перемены нужны сельскому хозяйству?

— Аграрная отрасль страны становится все более результативной. И в экспорте ее плюс — самый весомый. 

Льготные кредиты на весенне-посевные работы, закупку техники и строительство жилья. Разве этого мало? К тому же до 2025 года, как подчеркивалось на Всебелорусском народном собрании, в Беларуси будет завершена модернизация села. Новая техника, новые технологии и системы земледелия, углубленная кооперация…

Пожалуй, больше преференций стоит давать руководителям, которые, порой даже не имея богатых ресурсов, демонстрируют высокий класс.

— Сельское хозяйство и патриотизм — есть ли точки соприкосновения?
— Еще какие! Патриотизм уже в том, что люди, не считаясь со временем, без выходных и праздничных растят хлеб и скот. Без деревни нет и страны. Это не только люди, это наша продовольственная безопасность.
— Я знаю, что вы пишете стихи.

— Еще с техникума. Они помогают выразить чувства, передать настроение. Идешь по полю, а тебя переполняют эмоции. Как не признаться в любви нашей земле-кормилице?! 

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter