Директор Могилевского драмтеатра Андрей НОВИКОВ: мы сказали питерцам: не хотите показать «Жизнь за царя» в музее?

В Могилеве прошел XI Международный молодежный театральный форум «М@rt.контакт»
В Могилеве прошел XI Международный молодежный театральный форум «М@rt.контакт». О том, как фестиваль ежегодно собирает в Беларуси самые яркие творческие коллективы, рассказал Андрей Новиков.


Артисты «Театро Ди Капуа» показали свою постановку в необычной обстановке – среди экспонатов

Пять спектаклей за вечер

– Андрей Федорович, форуму «М@rt.контакт» уже десять лет. Как он изменился за это время?

– Концептуально никак. Он от молодежи, о молодежи и для молодежи. Знакомим их со спектаклями начинающих режиссеров и актеров. Разросся фестиваль прилично. Начинали с восьми – девяти спектаклей, сегодня их в программе двадцать. Участвуют представители девяти стран, в том числе Германии, Литвы, Польши. За один вечер играем по пять спектаклей на разных площадках. И каждый проходит с аншлагом – билеты разлетаются очень быстро.

– Каждый год вы приво­зите в Могилев постановки известных режиссеров международного уровня: Римаса Туминаса, Андрея Могучего, Льва Эренбурга...

– Все режиссеры с удовольствием приезжают к нам на фестиваль – показывают свои спектакли, проводят мастер-классы и творческие встречи. Ведь у нас обширная образовательная программа. В этом году участвовал петербургский театр «Мастерская», и его худрук Григорий Козлов многому научил молодых актеров.

Сложились очень хорошие отношения со многими экспертами, театральными критиками, которые живут в разных странах. Они рекомендуют, на какие творческие коллективы стоит обратить внимание. Наш театр часто участвует в различных международных фестивалях. По-этому мы видим, что делают коллеги, – приглашаем самых интересных. Многие команды давно знают наш фестиваль и сами присылают заявки.

Но тут есть нюанс. Можно привезти из Европы суперкрутой спектакль, но готов ли к нему наш зритель? Сможет ли он воспринять экспериментальную постановку, рассказанную очень сложным театральным языком? Я надеюсь, что наш форум как-то влияет на публику, уровень художественного вкуса у зрителя растет.

Дружба крепкая не расклеится

– С какими театрами из России у вас сложились самые крепкие отношения?

– Особенно сдружились с петербуржцами. Несколько раз приезжали «Приют комедианта», «Небольшой драматический театр», «Театр на Литейном», «Мастерская».

– В этот раз одной из самых громких стала постановка «Жизнь за царя» петербургского «Театро Ди Капуа», которую сыграли в Музее этнографии. Как родилась идея показать спектакль в столь необычном антураже?

– Дома ребята играют эту постановку в старой питерской квартире начала прошлого века. У нас в Могилеве необходимой площадки не нашлось. Интерьеры музея идеально нам подошли. Мы попросили помочь – там предложению удивились, но согласились.

– Есть ли разница между театрами СНГ и Европы, которые к вам приезжают?

– Различия есть и между театрами одной страны. Каждый спектакль – это особый язык, особое направление. Наш фестиваль хорош как раз тем, что за одну неделю можно познакомиться с огромным количеством школ и направлений.

Горе без ума

– Есть мнение, что европейский театр куда радикальнее и смелее, нежели российский или белорусский.

– Посмотрите спектакли, которые мы ежегодно показываем, и вы поймете, что некоторые постановки уровнем ничуть не ниже тех, что ставят за рубежом.

– Многие режиссеры говорят о молодых артистах, что они многое умеют, не боятся экспериментировать, но им не хватает... интеллекта.

– Сложный вопрос. Я, к сожалению, не вижу целой картины, чтобы судить. Но возможно, это мнение и объективно. На сцене мы видим не только артиста, обученного своему ремеслу, но и личность. Важно, чтобы в глазах читался и опыт, и интеллект, и свой взгляд на мир. Но время сейчас такое – не только актеры, но и в целом молодежь стала меньше читать – они все время в «ящике» да в интернете.

Справка «СВ»

Международный молодежный театральный форум «M@rt.контакт» с 2006 года проводится в Могилеве на базе Областного драматического театра. В фестивале принимают участие театральные коллективы из стран СНГ и Европы. В основной программе – постановки по классическим и современным произведениям, лучшие из которых награждаются профессиональным жюри. Кроме того, в рамках спецпрограммы форума проводятся мастер-классы, лекции, обсуждения и творческие встречи.

Конкурс

Хор храма Христа спасителя ищет таланты

Одаренные вокалисты смогут выступить на гала-концерте в Москве.

Ежегодный Патриарший фестиваль приглашает всех, кто хорошо поет, на «Пасхальные песни народов мира».

Хорошо поете, но слушают только домочадцы и соседи? У вас есть шанс спеть вместе с лучшими солистами России.

– Единственное условие – исполнителю должно быть от пяти до 18 лет. Конкурс рассчитан на юных артистов, выступающих в разных музыкальных жанрах, – рассказал регент Патриаршего хора храма Христа Спасителя и художественный руководитель фестиваля Илья Толкачев. – Всего предусмотрено четыре номинации: «Академический вокал», «Хоровое пение», «Народное или этническое пение» и «Инструментальное исполнение».

Для того чтобы стать участником, необязательно даже выходить из дома. Конкурс проводится заочно: до 5 мая нужно зарегистрироваться на сайте patrfest.ru, 

заполнить анкету и отправить видеозапись своего выступления. Заявки принимаются как от отдельных исполнителей, так и от музыкальных коллективов.

Победителей, отобранных экспертным советом, пригласят выступить на Пасхальном благотворительном концерте, который пройдет 18 мая в храме Христа Спасителя.

Ирина МУСТАФИНА

Нина КАТАЕВА

n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter