Павел Быков отдал полжизни цирку, но сегодня он больше известен как актер
В редакцию пришло письмо. Читательница просит отыскать некогда известного ведущего цирковых представлений Павла Быкова: «Мы когда-то с подругами любили водить детей в цирк. Быков нравился нам не только как артист, но и как мужчина: высокий, красивый. Недавно повела туда внуков. Оказалось, Быков в цирке давно не работает. Расскажите, чем он сейчас занимается?» Отыскать Павла Никифоровича не составило особого труда: в последнее время он часто снимается в кино. Интересно, что встретились мы с ним аккурат накануне 60-летнего юбилея.
Я б в актеры пошел…
Павел никогда не грезил цирком. Был несколько раз на представлениях. Понравилось. Но не до такой степени, чтобы этим «заболеть». Помогла случайность. А может, это просто судьба? Ведь Быков отдал цирку почти тридцать лет.
В лет тринадцать Паша понял, что хочет стать артистом. Как-то на сцене местного Дома культуры (Быков родился и вырос в Молодечно) увидел свою одноклассницу. Подумал: «А чем я хуже?» И буквально назавтра прямиком пошел к директору ДК. Смелый мальчик понравился, и его сразу приняли в детскую студию при народном театре. Сначала были маленькие роли. А через несколько месяцев Быков уже красовался в костюме звездного мальчика в одноименном спектакле. Казалось, судьба предопределена. Но родители Павлика думали иначе. Они видели сына военным. В крайнем случае — строителем: эта профессия всегда востребована. И Быков, отработав два года на местном заводе, отправился поступать в политехнический институт. Покрутился в его дворике и решил заглянуть в следующий квартал. Там как раз возвышалось здание театрально-художественного…
Преподаватели института не приветствовали желание студентов сниматься в кино. А высокого, статного красавца Быкова, по которому сохли почти все однокурсницы, постоянно звали. «Нельзя сниматься? Тогда пойду хоть помощником режиссера», — рассудил Павел и принял предложение поработать на съемках кинокартины «Христос приземлился в Городне». Там он познакомился и подружился с Владимиром Короткевичем, Донатасом Банионисом, Львом Дуровым и другими яркими личностями. Кстати, этот фильм Быков считает началом своей актерской карьеры: ему удалось сняться в эпизоде.
Но по иронии судьбы от «Христоса» до следующего фильма прошло очень много лет. Ведь в его жизни появился цирк.
«Люкс» с видом на лошадей
Один знакомый режиссер подсказал, что Борис Трепель ищет себе партнера. Многое Быкову было дано от природы. Плюс его трудолюбие. Поэтому вовсе не удивительно, что через два месяца он уже выходил на манеж в буффонадной клоунаде. Быстро освоил акробатику и гимнастику, жонглирование и эквилибристику. Конечно, не до такой степени, чтобы участвовать в отдельных номерах. Но навыков было вполне достаточно, чтобы стать ведущим программ. Почему он не вернулся в актеры?
— Мне как-то очень быстро предложили поехать на курсы режиссеров в Москву, что были при Госцирке СССР,— говорит Павел Никифорович. – И вскоре меня назначили на должность шпрехшталмейстера. Я стал хозяином манежа и закулисной части. Цирк меня затянул.
И Быков об этом не жалеет. Объехал полсвета. Самое ценное, говорит, это знакомства. Он работал вместе с клоунами Михаилом Румянцевым (Карандашом), Олегом Поповым, Юрием Никулиным, канатоходцем Владимиром Волжанским, дрессировщиками Ириной Бугримовой, Юрием Куклачевым, братьями Запашными и другими. Павел Никифорович с гордостью показывает отзывы великих мастеров цирка. Юрий Никулин: «Быков – умелый, хорошо подготовленный инспектор манежа, режиссер. На него всегда можно положиться, с ним надежно». Вальтер Запашный: «Когда работаю вместе с Пашей, всегда уверен в успехе представления. Он талантливый артист и мудрый руководитель».
— Не уставали от кочевой жизни? – поинтересовалась я у собеседника.
— Бывало. Ведь я всегда ездил с семьей. Дочка, наверное, школ двадцать сменила, — говорит Павел Никифорович. – Мы всегда возили с собой одеяла и подушки. Уезжая летом, брали зимние вещи. И наоборот. Ведь сегодня мы в Сибири, а через несколько дней могли лететь на юг. Бывало, приезжаем куда-нибудь, а нам не ключ от гостиничного номера вручают, а провожают на конюшню ночевать…
Кстати, именно во время гастролей Быков начал собирать фигурки клоунов. Говорит, они делали жизнь веселее. Павел Никифорович и сегодня, когда ему грустно, направляется к клоунам. Ими заставлен весь его кабинет. Сегодня все друзья знают, что лучший подарок для бывшего клоуна – миниатюрное изваяние в дереве, глине или каком-то другом материале. Таких фигурок в коллекции уже почти три сотни.
Уехал цирк…
А в неполные пятьдесят Быков ушел из цирка. Почему? Ведь это еще не возраст.
— Время было такое, — будто оправдывается Павел Никифорович. – Развал СССР. Все бросились в бизнес. И я туда подался.
У Быкова с друзьями был хлебный бизнес. Потом колбасный. Но бывший шпрехшталмейстер долго там не задержался. Опять вернулся в цирк. Ненадолго. Поездил с шапито по России и вернулся в Минск.
Есть в его биографии и еще одно интересное место работы – директор Дворца культуры профсоюзов. Сегодня, спустя годы, осознает, что та должность – не его призвание. Хотя Быков много сделал. По сути, вторая жизнь объекта началась именно при нем.
Сегодня Павел Никифорович опять бизнесмен. Успешный. Его дело – производство автомобильного и строительного стекла. А еще Быков много снимается. Теперь-то он может себе это позволить. Учитель физкультуры в фильме «Мы с Вулканом», директор фабрики в «Зале ожидания», бандит в «Литовском транзите», егерь в «Сыщике», старовер в «Охоте на пиранью» — это все он.
— Как ни странно, цирковое прошлое мне очень помогает, — признается собеседник. – На манеже я по-настоящему научился работать, там невозможно было сачковать. В последние годы я часто прокручиваю свою жизнь. И если бы вернулся лет на сорок назад, то ничего бы не менял.
На снимке: Павел БЫКОВ с Владимиром Машковым во время съемок фильма «Охота на пиранью».