Директор должен улыбаться!

Человек и его дело
У него нет приемной — из шумного школьного коридора сразу попадаешь в кабинет директора. Дети знают: сюда можно запросто зайти со своими проблемами и решить их «вприкуску» с чаем. Иногда в этом кабинете позволяется и тихо «пересидеть» урок в уголке, если, конечно, ситуация стрессовая... Впрочем, обсудить с директором свои вопросы можно и на собраниях–встречах, которые проводятся в школе каждую четверть... А возвратясь в школу после недавней болезни, директор услышал шутливое от старшеклассников: «Безобразие, Виктор Васильевич! Вы несколько дней нас не встречали!» И действительно, все 12 лет директорства свое утро в школе он начинает с того, что здоровается с учениками на школьном пороге...

Портрет хорошего директора школы нарисовать несложно. Способный организатор, талантливый учитель — это безусловно. Психолог, умело выстраивающий взаимоотношения учителей и учеников, — само собой разумеется. Время добавило: и крепкий хозяйственник. Но этого мало, если директор не любит детей, если его не волнует, с каким настроением приходит ребенок в школу и улыбается ли, встретившись утром с директором. Для Виктора Васильевича Пшикова, директора 51–й минской школы, который, по мнению окружающих, и «организатор, и учитель, и хозяйственник, и психолог», детская улыбка важнее остальных успехов–достижений. Кстати, я заметила, что и в разговоре с журналистом дети для него — не ученики, учащиеся и школьники. Только — дети. И даже старшеклассник для Пшикова — ребенок. Вот такое родительское отношение...

Может, в нем и кроется главный секрет успеха дела, которое давно стало для Пшикова своим? А то, что дело это успешное, доказывают яркие судьбы учеников и выпускников 51–й. Только в этом году в школе 23 победителя и призера республиканских олимпиад!

— Виктор Васильевич, вас уже перестали донимать вопросом об «особых» детях, которые приносят вашей самой обыкновенной школе (не гимназии, не лицею, не колледжу!) столько побед, которые едва ли не все поступают в вузы?

— Перестали, потому что к нашим успехам привыкли... Хотя мы сами к ним привыкнуть не можем — громко радуемся каждой достигнутой вершине. Вот буквально перед вашим приходом за сладким столом чествовали призеров и победителей нынешних республиканских олимпиад. Горжусь всеми, но, признаться, особо — нашим Сергеем Качановичем, химиком–семиклассником, который, еще не изучая в школе этот предмет, занял второе место среди девятиклассников! В республике!..

Своих особых детей мы растим сами. С большой любовью. Вы наверняка слышали расхожее: «Ребенок не хочет учиться». А школе надо сделать так, чтобы он захотел! Найти такие изюминки обучения и воспитания, отыскать под эти изюминки таких увлеченных педагогов, чтобы ребенок понимал, зачем ему учиться и как в школе он может показать себя. Кажется, нам это удается.

Да, 51–я — обыкновенная школа, но уже в 5 — 6–х классах наши дети знают, что в родной школе есть специализированные классы — математики, физики, иностранного языка, есть химико–биологический и экономический классы. А думаем над созданием гуманитарного, филологического... Ребята подрастают, взрослеют, самоопределяются и у них есть реальный выбор! А вообще, я убежден: если в школе не озабочены судьбой каждого ребенка, ничего в итоге не получится. Причем речь идет не только о спецклассах. В нашей школе хороший театр, дети успешно и с удовольствием занимаются спортом, художественной самодеятельностью, рисуют, пишут стихи. Возможность показать и проявить себя имеет каждый. Поэтому для меня все наши дети — особые!

— То же самое определение — «особые» — я слышала и о педагогах вашей школы... Опять сами растите или все–таки переманиваете профессионалов под свои успехи?

— Все наши учителя стремятся к тому, чтобы детям в школе было интересно и уютно. Если кого–то волнует только свой предмет и ничего вокруг, такой учитель не приживается... Как не приживается педагог, который знает чуть больше программы и не стремится узнать больше. С такими попросту скучно — и мне как директору не в последнюю очередь... Учитель должен постоянно учиться, потому что только при педагогическом росте можно поспевать за всеми изменениями в жизни, а главное — быть интересным своим ученикам как личность. И школа действительно старается растить своих учителей. Например, одного педагога я чуть ли не насильно заставил заняться экономикой, а в итоге уже он потянул меня за собой. Как результат — мое второе высшее образование: экономическое... Мне на коллег везет: они любят детей, любят нашу школу и свои предметы. Все стараются на благо общего дела, поскольку один директор школы действительно не воин. Мне радостно, что труд некоторых моих коллег отмечен премиями и личными благодарностями мэра столицы, грамотами городского комитета и районных управлений по образованию.

Как и победы наших детей на олимпиадах, конкурсах — эти награды я считаю и своими.

— А мне, признаюсь, было радостно узнать, что и труд директора школы Пшикова получил признание: указом Главы государства вы совсем недавно отмечены медалью «За трудовые заслуги». Пожалуй, такие награды работают на престиж всего педагогического дела... Был в школе праздник?

— По характеру как–то я не очень люблю отмечать личные праздники — ни дни рождения, ни получение наград. Многие окружающие, кажется, о них и не догадываются... А полученная медаль, честно скажу, неожиданная — наши учителя все–таки больше привыкли к простому спасибо.

— Директором не только школы — любого учреждения становятся, а не рождаются... Каким директором хотели стать вы?

— Хотите — верьте, но уже в детстве знал, каким должен быть директор школы. Перед глазами была моя Вера Павловна, директор маленькой сельской школы. Мне нравилось в ней сочетание внутреннего спокойствия с очень уважительным отношением к нам, детям. Хотелось стать таким же, ну, конечно, не директором — учителем... А примером отношения к школе, к детям для меня был и остается Василий Сухомлинский. Свою книгу он назвал «Сердце отдаю детям» — и в этом названии вся суть труда педагога. У нас сегодня много говорят и пишут о технологиях, методиках, о том, как правильно обучить и совсем мало думают о душе ребенка. Так, как это умел делать Сухомлинский — практик, занимавшийся научной деятельностью... Хотя это не значит, что в современной педагогической литературе нет интересных для меня авторов и методик. Вот видите на моем столе книга — «Одаренный ребенок. Особенности обучения». Изучаю...

— Забота о душе ребенка заставляет вас, Виктор Васильевич, встречаться с ребятами на плановых собраниях? Выслушивать зачастую «неудобные» вопросы, спорить, убеждать или переубеждаться самому? Коллеги не считают такие отношения заигрыванием с детьми?

— Не такой уж я демократ, как может показаться со стороны. Все–таки больше стараюсь убеждать я, а не меня... С ребятами общаться нужно, хотя зачастую взрослые боятся это делать. Темы обсуждения — от меню в столовой до конфликтов с учителями. Много говорим о школьной форме: несмотря на то, что в школе принят деловой стиль одежды, приходится доказывать несогласным свою правоту. И даже сережки у парней могут стать предметом спора–обсуждения... Но о чем бы мы ни говорили, главное для меня — убедить детей в том, что учиться нужно уже сегодня. И что начинать послезавтра может быть поздно...

— На что сегодня не может повлиять директор школы, но очень хотел бы?

— Не нравится мне, как мы, взрослые, относимся к детям. Нынешняя чехарда, связанная с правилами поступления в вузы, с введением среднего балла, вряд ли говорит об уважительном отношении...

Как директора удручает меня и то, что в школе снова стало очень много обязаловки. Чуть ли не каждый день приходят какие–то разнарядки по участию детей в тех или иных мероприятиях... Да, есть требования, распоряжения, которые я как директор должен выполнять. Но круг их должен быть строго определен, и школа, самодостаточная сама по себе, вправе решать, идти или нет на кинолекторий, в музей, театр и т.д. Если решает не школа, о каком авторитете директора можно говорить?.. И потому, если я считаю, что какие–то предложения не в интересах моих детей, могу отвергнуть и сказать: «Это делать не буду». И могу возмутиться по поводу незапланированного заранее и не очень нужного, на мой взгляд, совещания. Найдутся контраргументы, готов прислушаться и даже извиниться... Иногда случается, что среди директоров оказываюсь единственным спорщиком.

Кстати, после каких–то совещаний коллеги могут подойти и сказать: «Молодец!» Раньше вроде как радовался — оценили, а теперь переживаю: почему солидарность высказывается после, а не во время совещаний?..

Мой стиль поведения, который уже сложился, может кому–то нравиться, кому–то нет. Но я думаю так: не хотите принимать — освобождайте от должности. Или работайте со мной, как я работаю с трудными детьми...

— До конца учебного года — считанные недели, с нетерпением ждут каникул дети. А директор школы устал, хочет отдохнуть?

— В нашей школе получаешь столько эмоциональной подпитки от побед ребят, что усталость у директора может быть только физической. Еще от прошлых отпусков у меня осталось в запасе больше месяца. Когда отгуляю — не загадываю. Дел на лето много...

— Ну в отпуск выбираться все–таки надо, тем более что, по слухам, вы большой любитель путешествий. А есть не у директора, а у учителя географии неосуществленные мечты, есть заветные места на карте?

— Еще студентом на полевых практиках побывал на Урале, в Западной Сибири, объездил всю Беларусь. Родом я с Каспия, так что и Кавказ мне знаком. Прибалтику, Украину тоже исколесил... Путешествовать действительно люблю, и те не очень большие деньги, которые есть, мы с женой тратим на то, чтобы что–то увидеть. Пусть это недолгие, на 3 — 4 дня, но — поездки...

Самый интересный для меня путешественник — Миклухо–Маклай, и потому самое заветное место на карте — район Индонезии и Новой Гвинеи. Хотя понимаю, что более реально увидеть египетские пирамиды, которых еще не видел. Премию председателя Минского горисполкома уже на путешествие отложил...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter