Дипломаты — профессиональные оптимисты

Временный поверенный в делах представительства Европейской комиссии в Беларуси Жан–Эрик Хольцапфель рассказал, что принесет нашей стране полное участие в европейской политике добрососедства

Временный поверенный в делах представительства Европейской комиссии в Беларуси Жан–Эрик Хольцапфель рассказал, что принесет нашей стране полное участие в европейской политике добрососедства


— Господин Хольцапфель! Беларусь подписала и ратифицировала Соглашение об учреждении, привилегиях и иммунитетах представительства Еврокомиссии. Как вы расцениваете роль офиса Еврокомиссии в Минске?


— Действительно, несколько дней назад было ратифицировано соглашение об открытии нашего представительства в Беларуси, заключенное в марте прошлого года. До того у нас был в Минске офис TACIS, который активно занимался сотрудничеством между ЕС и вашей страной. На самом деле мы хотим сделать еще больше для Беларуси. Именно по этой причине происходит сегодня так много встреч. Особенно нужно отметить решения Совета ЕС, принятые 13 октября прошлого года. Они дают больше возможностей для сотрудничества. Но окончательный результат будет достигнут тогда, когда Беларусь станет полной участницей европейской политики добрососедства. И роль представительства заключается в том, чтобы вносить вклад в успешное развитие этого сотрудничества.


— Наш МИД считает, что «к сожалению, сегодня между Беларусью и ЕС отсутствует надлежащая договорно–правовая база, которая бы регулировала весь комплекс наших отношений». И предлагает ЕС возвратиться к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое как раз является правовой основой для всех контактов. Как вы относитесь к этому предложению?


— Решение Совета Европейского союза от 13 октября поставило нас в новую ситуацию. После него стали возможны контакты на политическом уровне, также были приостановлены санкции и принято решение усилить наше техническое сотрудничество. На данный момент мы находимся в периоде, на который отведено шесть месяцев, позволяющих провести дискуссии о том, как нам двигаться дальше. Мы высказали основные пожелания, основные послания в адрес белорусских властей, и теперь белорусская сторона должна показать, как она отреагирует на эти послания. На данный момент я не готов предсказать результаты этого процесса, решение будет принято Советом ЕС. В любом случае наша цель заключается в том, чтобы Беларусь стала полной участницей европейской политики добрососедства и восточного партнерства. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является частью этого процесса. В любом случае при обсуждении участия Беларуси в европейской политике добрососедства встанет и вопрос о заключении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Но нужно отметить, что проект соглашения, который существует сейчас, уже устарел, потому что он подписан в 1995 году.


— Польско–шведская инициатива о подключении 6 стран, в том числе Беларуси, к восточному партнерству — уже состоявшийся факт. Политическая воля, а главное, общественное мнение в Беларуси также подталкивают этот процесс вперед. Но чтобы было нормальное добрососедство, нужно решить вопрос с визами. Я считаю нелогичным и неэтичным спор, сколько платить белорусам за шенгенскую визу — 60 или 35 евро... Разницы никакой, все равно остается достаточно высокая плата. Я думаю, что соседи должны общаться свободно — так, как ездят американцы в Евросоюз, как бразильцы, аргентинцы... Бесплатно и без виз...


— На самом деле этот вопрос стоит очень остро, и он активно обсуждается. В настоящее время мы руководствуемся следующим принципом: соглашение об упрощении визового режима возможно только в том случае, если Беларусь станет полной участницей европейской политики добрососедства.


— Меня очень смущает формулировка — «пока не станет» в контексте добрососедской Беларуси... Мы же добрые соседи. И, например, защищаем Евросоюз от нелегалов надежно и ответственно. Какая еще более добрососедская политика может быть?.. И потом, визы — для людей! А люди наши, действительно, чем отличаются от поляков или литовцев?


— Вы правильно говорите, что это очень важный вопрос, и он очень активно обсуждается в Брюсселе, потому что многие люди заинтересованы в том, чтобы изменить ситуацию. В данный момент применяются все возможные механизмы гибкости, предусмотренные в шенгенской системе, в частности, бесплатные визы выдаются молодым людям и представителям определенных профессий, например, журналистам, а также людям, которые живут в приграничных с ЕС районах.


— Сорри, это не совсем так. Я журналист, но получаю визу за 60 евро и в больших очередях...


— Если вы едете в Брюссель или Стокгольм в группе журналистов по какому–то проекту ЕС, тогда возможна выдача бесплатной визы...


Еще хотел бы отметить, что названные вами проекты, которые мы реализуем совместно, такие, как борьба с незаконной торговлей людьми, нелегальной эмиграцией, контрабандой наркотиков, а также проекты по предоставлению убежища, очень успешно реализуются. И в этом плане Беларусь является, безусловно, очень хорошим соседом.


— Не пора ли перейти от отдельных успешных проектов к системному сотрудничеству по всем направлениям — от создания зоны свободной торговли до создания единого европейского пространства высшего образования?


— Вы правы. На данный момент существует очень много проектов в различных отраслях. Это проекты в области образования, охране окружающей среды, ликвидации последствий чернобыльской аварии, трансграничное сотрудничество и т.д. Но, как вы правильно отметили, это отдельные проекты. Если наши отношения будут развиваться успешно, то мы от реализации отдельных проектов перейдем к так называемому секторному подходу.


Если мы дойдем до стадии полного членства Беларуси в европейском партнерстве, то тогда одним из элементов этого партнерства может и должен стать вопрос об общем экономическом пространстве.


Хотел бы еще добавить, что на данный момент мы находимся на полпути к реализации секторного подхода в таких областях, как энергетика и охрана окружающей среды.


Достаточно активно идет сотрудничество и в области образования. Здесь мы реализуем такие программы, как «Темпус» и «Эразмус», которые позволяют студентам совершать поездки по обмену и поощряют контакты между университетами. В частности, по программе «Эразмус мундус» в 2007 году было выделено полтора миллиона евро, в том числе на студенческие обмены. Таким образом, 157 белорусских студентов и 5 преподавателей получили возможность учиться в европейских университетах. Такое сотрудничество будет только нарастать.


— Я обратила внимание на интересный момент вашей биографии: как представитель Еврокомиссии вы работали в Потсдаме, помогая решать проблему унификации Германии. Тот факт, что даже Германия нуждалась в помощи Евросоюза, свидетельствует, что любому государству очень трудно переходить на европейские стандарты, даже в старой Европе. Беларусь — молодое государство, и, естественно, мы нуждаемся в помощи Евросоюза по модернизации своей экономики. Будет ли она оказана нам так же, как, например, Сербии, а ранее и многим другим государствам, чтобы выравнять, прежде всего, различия в экономике?


— Пример с Потсдамом является очень интересным, потому что в то время происходило воссоединение одной страны, но одновременно восточная часть Германии вливалась в Европейский союз. Это был первый уровень интеграции. Второй уровень интеграции, когда восточноевропейские страны были кандидатами на вступление в ЕС, и мы помогали этим странам модернизироваться в рамках программы PHARE. И третий уровень нашего сотрудничества по программе TACIS — это помощь государствам с переходной экономикой, которые не собираются вступать в Европейский союз. Таким образом, существует три уровня помощи.


Что касается вашего вопроса о помощи в модернизации Беларуси, то мы уже активно сотрудничаем в этом направлении. В частности, проводим экспертные консультации в таких областях, как таможенное сотрудничество, транспорт, охрана окружающей среды, сельское хозяйство и энергетика.


Кроме того, мы оказываем техническую помощь в обмене информацией в рамках программы TAIEX, например, если в каком–то белорусском министерстве желают перенять опыт от соответствующего министерства в Германии или Франции, то они могут подать заявку и очень оперативно будет организован семинар или обучающий визит по этой тематике.


Если Беларусь станет полной участницей европейской политики добрососедства, то возможности помощи для ее модернизации значительно возрастут. Появится доступ к банковским финансовым ресурсам. В частности, к ресурсам Инвестиционного фонда соседства. А также Европейского инвестиционного банка.


— Остается вопрос — когда советы, консультации и другие формы консалтинга перейдут в практическую фазу содействия модернизации, в том числе экономических инвестиций?


— После принятого 13 октября Советом ЕС решения Беларуси были переданы 5 основных посланий. Эти послания касались, в частности, недопустимости политзаключенных, положения СМИ, избирательного процесса, а также прав и функционирования неправительственных организаций. По этим направлениям у нас состоялись и еще будут происходить встречи. В марте начнется оценка того, что было сделано с момента решения Совета ЕС. Если мы предположим, что будет принят наиболее оптимистичный сценарий, то тогда это может привести к тому, что Беларусь станет полной участницей европейской политики добрососедства.


— Жизнь вообще–то развивается только благодаря оптимистам...


— Дипломаты, кстати, профессиональные оптимисты.


— В таком случае укрепился ли ваш оптимизм за то время, что вы работаете в Минске? Стали ли вы лучше понимать белорусов?


— Конечно. Очень важно, что в Беларуси есть представительство Еврокомиссии, есть люди, которые постоянно живут здесь, видят и понимают, что происходит. Для меня самым интересным было изучение истории Беларуси и эволюции белорусской национальной идентичности. В белорусском обществе я вижу несколько измерений: славянское, постсоветское, европейское и собственно белорусское. Интересно наблюдать, как из их переплетения формируется нечто новое.


— Я думаю, укрепление независимого белорусского государства, упрочение его места и роли на карте Европы в интересах Евросоюза. Вы согласны с этим?


— Безусловно, это очень важно. Будущее Беларуси — в руках ее народа. Концепция европейской интеграции построена на уважении национальной идентичности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter