Лондон потребовал от Москвы полного отчета о программе нервно-паралитического вещества типа "Новичок"

Дипломатия отравленных канонерок

Криминальная история отравления бывшего полковника ГРУ и британского агента Сергея Скрипаля стремительно выходит на уровень дипломатии канонерок. Как известно, такая политика демонстративной проекции силы с применением военно–морского флота широко использовалась в общеполитической линии британского государства раньше. Судя по всему, прибегнуть к такому приему решила глава британского кабинета Тереза Мэй и сейчас.


В связи с отравлением Скрипаля в МИД Соединенного Королевства был вызван российский посол. От него потребовали разъяснений, идет ли речь о непосредственных действиях РФ против Великобритании или же Москва не обеспечила надлежащий контроль над нервно–паралитическим веществом, которым был отравлен Скрипаль и которое оказалось у третьих лиц.

Тереза Мэй.
Кроме того, Мэй вместе с главой британского МИД Борисом Джонсоном сообщили послу РФ, что до конца дня тот «должен предоставить в распоряжение Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) полное досье о программе нервно–паралитического вещества типа «Новичок».

Если участие России в преступлении будет доказано, правительство Великобритании будет считать этот факт «незаконным применением вооруженной силы» Москвой, подчеркнула Мэй.

...На момент, когда пишутся эти строки, военные залпы не прозвучали и, дай бог, не прозвучат. Но политическая атмосфера в Европе явно отравлена. Все мировые СМИ вышли с заголовками о том, что России выдвинут ультиматум, а союзники Лондона его поддержали...

Слов нет — история с отравлением темная и страшная. Вот уже вторую неделю в прессу поступают все новые и новые утечки о каком–то дьявольском масштабе происходящего. Выявляется все большее количество пострадавших людей и обнаруживается все больше отравленных мест, где находят следы яда. Если верить словам Мэй, то, со ссылкой на данные расследования экспертов мирового уровня, Скрипаль и его дочь были отравлены разработанным в РФ боевым нервно–паралитическим веществом типа «Новичок». «Нам известно, что ранее Россия производила это вещество и может продолжать его производство», — подчеркнула Мэй.

Но самого главного доказательства «эксперты мирового уровня» так и не предоставили. А именно — о причастности российского государства ко всему происходящему. Показателен ответ Президента России Владимира Путина на вопрос корреспондента Би–би–си о покушении на Скрипаля: «Вы там разберитесь у себя, а потом мы с вами будем это обсуждать».

«Цирковым шоу в британском парламенте» назвала выступление Мэй официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Вывод очевиден: очередная информационно–политическая кампания, основанная на провокации», — отметила она. «Прежде чем сочинять новые сказки, пусть кто–то в королевстве расскажет, чем закончились предыдущие дела — про Литвиненко, Березовского, Перепиличного и многих других, кто загадочно умер на британской земле», — заметила Захарова.

Таким образом, криминальная история с отравлением стала еще более тайной. А вот политическая — откровенно явной. Как ни крути, а в итоге мы видим межгосударственный скандал. Происходит он в контексте грядущих президентских выборов, накануне которых: а) Евросоюз продлил еще на полгода санкции против России; b) Москву обвинили в неспособности добиться прекращения огня в Восточной Гуте под Дамаском, а США готовы нанести удар по Сирии; c) обвинение в «незаконном применении вооруженной силы» Москвой делает именно российскую политику, а не лондонский брексит главной головной болью Евросоюза.

Можно назвать и другие политические последствия... Так что если химическая формула отравляющего вещества до сих пор неясна, то политическая предстала во всем своем неприглядном виде. Не хотелось бы подбрасывать щепки в разгорающийся костер теории заговора — дескать, все это инспирировано с целью дискредитации России... Тем более что у России могут быть и свои собственные цели. Но и пренебрегать знаменитым методом Шерлока Холмса в поиске взаимосвязи общего и частного тоже не стоит. Тем более что эта взаимосвязь налицо.

Глава МИД России Сергей Лавров уже заявил, что российская сторона не будет отвечать на ультиматум Лондона в связи с «делом Скрипаля». И посоветовал Лондону лучше соблюсти свои собственные обязательства по международному праву, цитирую — «в данном случае конвенции по запрещению химического оружия». На какие еще дипломатические высоты выйдет банальный сюжет об отравлении, можно только предполагать.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter