Посол Латвии: Как выстраивать - выбор государства, которое определяет внешнюю политику. И этот выбор надо уважать.

Дипломатия не предполагает конфликтов

Посол Латвии: Как выстраивать отношения - выбор государства, которое определяет внешнюю политику. И его надо уважать
Мы поговорили с Чрезвычайным и Полномочным Послом Латвии в нашей стране Мартиньшем Вирсисом о новом уровне сотрудничества в процессе нормализации отношений Беларуси с Евросоюзом.

— Господин посол! На этой неделе в Брюсселе рассматривают будущее отношений с Беларусью. В данном контексте все сильнее звучит тема общей безопасности, экономики, интенсификации человеческих связей, а не только чистой политики. Между прочим, насколько я знаю, простые граждане в вашей стране всегда активно влияли на политиков, выступая за полномасштабные отношения с Беларусью без каких–либо ограничений. Сегодня этот момент настал?

— Все латвийское общество заинтересовано в добрососедских отношениях с Беларусью. У нас хорошие, конструктивные отношения почти по всему спектру, как и положено между добрыми соседями. Это в полном смысле положительные отношения.

Идет долгий и сложный процесс, включая и заседание министров иностранных дел ЕС по Беларуси и далее Совета Европы, как говорит ваш министр иностранных дел, процесс нормализации отношений Беларуси с Евросоюзом. Разумеется, на основании данного компромиссного решения эти отношения начинаются с нового уровня.

— Возможно, что, по словам вашего германского коллеги, перевернув страницу санкций, мы будем развивать отношения с чистого листа в политике. Но не в безопасности и экономике, где у наших стран давно идет сотрудничество в отражении общих угроз и достижении общих интересов, не так ли?

— Угрозы общие действительно существуют. Я бы отметил хорошее сотрудничество наших пограничных служб. Недавно сам побывал на границе и могу заверить — они у нас в полном порядке.

— Одним из направлений благоприятной политики ЕС может стать поддержка Беларуси в процессе вступления во Всемирную торговую организацию и в сотрудничестве нашей страны с международными финансовыми институтами. Латвия в этом заинтересована?

— Конечно, наши предприниматели заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью, и, наверное, нет ни одной сферы, которую нельзя было бы расширить и углубить. Мы очень рады, что в наши порты пришли белорусские инвестиции. Идет процесс переговоров белорусской стороны с Рижским свободным портом о совместной деятельности по перевалке нефтепродуктов. Я бы особо отметил железнодорожные перевозки — в прошлом году рост за 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил свыше 153%. Это очень важный для нас результат.

Мы высоко оцениваем также целенаправленную работу Беларуси, чтобы развить свой транзитный потенциал в рамках китайского проекта нового Шелкового пути. Мы хотим участвовать в этом проекте и сотрудничать как с Беларусью, так и с Китаем. Со своей стороны мы можем предложить самые оптимальные пути для грузоперевозок в Скандинавию и Германию.

Естественно, мы намерены также интенсифицировать туристические контакты. Планов много, и мы с большим воодушевлением готовимся к Дням Риги в Минске этой весной.

— Вы как посол заинтересованы, чтобы мосты между странами были более крепкими?

— Разумеется. Само слово «дипломатия» не предполагает конфликтов.

— Вы историк и хорошо понимаете, что Беларусь всегда была и остается между двумя крупными силами. И как раз именно это обстоятельство не единожды приводило к конфликтам в истории. Всегда шла борьба за примыкание к какой–то одной силе. И вот теперь Беларусь как самостоятельное государство проводит свою суверенную независимую политику. Как вам видится место Беларуси в общей Европе?

— Я думаю, что место Беларуси ясно видно. Как говорил в одно время Бисмарк, самая упрямая вещь — это география. Как выстраивать отношения в такой ситуации — это уже выбор и обязанность самого государства, которое определяет внешнюю политику. И этот выбор надо уважать.

Разумеется, политика должна быть ответственной, и если мы посмотрим на пример той же Украины, то правительство Януковича одно время активно ориентировало свой народ на то, что мы, мол, очень скоро будем в ассоциации с ЕС. А потом очень резко остановилось. Как историк я могу сказать: никогда не надо обманывать молодежь. Это очень активный и энергичный элемент общества, который очень взрывоопасен. Тогда, в 2014 году, на Евромайдане выступили молодые люди. Место молодежи в общественных процессах очень специфично, как правило, ей многое не нравится, она по сути своей бунтарская. Бунтарство — нормальное возрастное и в какой–то ситуации даже положительное явление. Но если политическая элита неправильно ориентирует и не может компенсировать эту энергию, а тем более если происходит вот такой шаг — два года обещаний быть в Европе и затем ничего, я не удивлен тому, что произошло в Украине.

— Какие уроки можно извлечь из украинских событий?

— Я считаю, что компетентность людей, которые разрабатывали эту политику, оказалась низкой. Они, может быть, думали, что будут легче решаться какие–то экономические вопросы, но совсем не учитывали социальной психологии. Если политика сиюминутная — она приводит к таким результатам. Ответственная политика старается не только отражать какие–то внутренние или внешние процессы, но и предлагает варианты решения проблем. Всегда должны быть продуманные варианты, которые представляются обществу.

— И не только внутри общества. Конфликтность возрастает и в отношениях между государствами. Скажем, есть конфликт России и ЕС, вылившийся в санкции и эмбарго. Все сильнее звучат экспертные выводы о том, что Беларусь может стать такой приемлемой для всех площадкой в региональном масштабе, на которой вырабатываются отношения между Западом и Востоком. Как вы на это смотрите?

— Разумеется, что это учитывается для будущего. Но, во–первых, надо придерживаться всех международных договоров, чтобы конфликтные ситуации просто не возникли. Все–таки отношения между странами и народами регулируются международным правом. Осуществление или выполнение этих договоренностей, разумеется, зависит от воли государств придерживаться международных норм. Что касается новой роли Минска как медиатора процесса безопасности, я думаю, тут есть много новых возможностей. И нет сомнений, что как платформа Минск обозначился. Это было правильное решение — разместить здесь переговорную площадку по Украине, это было важное решение и для самой Беларуси, все–таки вы соседи.

— Получается, что действительно самая упрямая вещь — это политическая география. Ее не подвинешь... Кстати, именно в силу географической близости страны Балтии были самыми активными сторонниками того, чтобы взломать лед в отношениях Беларуси и Евросоюза, не так ли?

— Я согласен с вами. Разумеется, нам важно не потерять этот момент консолидации усилий, стремления обеих сторон начинать и развивать новый диалог. Я бы даже не так зацикливался на санкциях как таковых. А думал бы о том, как работать дальше сообща, используя обозначившиеся возможности, в том числе и внутри страны, проводя реформы и модернизацию, которые открывают новые точки роста.

— Спасибо!

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 29 (24911). Вторник, 16 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter