Антонио Фаллико: конструктивный диалог между ЕС и ЕАЭС принесет пользу всем

Дипломатия бизнеса

Итальянская Верона 24 — 25 октября принимала 12‑й по счету Евразийский экономический форум. В этом году интерес к веронской встрече был особенно высок: мероприятие собрало порядка 1,5 тысячи представителей из 41 государства. Что, впрочем, и неудиви­тельно — ведь вопросы, вынесенные на обсуждение, так или иначе затрагивают большинство жителей нашей планеты.

Фото facebook.com/ru.roscongress/

Современная геополитика на евразийском пространстве, создание экономики сотрудничества от Атлантики до Тихого океана, вызовы в энергетической сфере, построение новых финансовых моделей, дальнейшее развитие евроазиатской инфраструктуры, экология, климатические изменения и совершенствование индустрии здравоохранения в странах «Большой Евразии» — вот лишь часть тем, вокруг которых увлеченно велись дискуссии.

Организаторы мероприятия — некоммерческая ассоциация «Познаем Евразию», фонд «Росконгресс» и Петербургский международный экономический форум — приложили максимум усилий для того, чтобы двухдневная веронская встреча стала не только площадкой для обмена мнениями по чувствительным политическим и социальным вопросам, но и принесла реальные экономические дивиденды. Здесь прошли многочисленные деловые переговоры, страновые, региональные и инфраструктурные презентации. Один из крупных представленных в Вероне проектов — Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) между Санкт‑Петербургом и Минском с дальнейшим выходом в Западную Европу.

Проект получил название «Магистраль». Планируется, что ВСМ свяжет два крупных морских порта: Санкт‑Петербург и Гамбург. Пройдет она через такие европейские столицы, как Минск, Варшава и Берлин.

Представляя проект, заместитель Государственного секретаря Союзного государства России и Беларуси Алексей Кубрин подчеркнул: сегодня путь из Санкт‑Петербурга в Минск по железной дороге занимает около 13 — 14 часов. В случае реализации проекта он значительно сократится и будет составлять около 2 часов. Отдельный участок магистрали свяжет также Москву и Минск.


До Гамбурга из российской Северной столицы можно будет доехать за 7 — 8 часов. Предполагается, что поезда будут двигаться по железной дороге со скоростью 350 — 400 километров в час.

Ориентировочная стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали составит 30 млрд евро. Финансирование будет носить комбинированный характер, в том числе за счет собственного капитала, инвестиционного и проектного финансирования банков и фондов. Бизнес‑модель проекта предполагает корпоративный характер: оператором выступит международная корпорация с примерно равным распределением долей стран в акционерном капитале. В нее войдут Россия, Беларусь, Польша и Германия.

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота в беседе с журналистами в кулуарах форума рассказал о некоторых любопытных моментах, связанных с реализацией проекта:

— Наша идея имеет принципиально отличную бизнес‑модель от тех, что прорабатываются по другим участкам предполагаемых скоростных магистралей. Мы предлагаем это сделать за счет личных и привлеченных средств бизнеса. Я думаю, что у нас недостаточно используются возможности бизнеса для осуществления серьезных проектов, в том числе инфраструктурных.


При этом, подчеркнул Григорий Рапота, без участия государства реализовывать такие серьезные проекты невозможно.

«Магистраль», как полагают эксперты, в случае успешной реализации может стать своеобразным связующим звеном между тремя интеграционными объединениями: Союзным государством, Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом. Пока же ЕС — и об этом с сожалением говорили эксперты на форуме — по большому счету, дистанцировался от диалога с ЕАЭС, как, впрочем, и с другими интеграциями на постсоветском пространстве.

Такая ситуация не идет на пользу ни одной из сторон — ощутимый удар наносится по интересам не только бизнеса, но и обычных граждан. В этом убежден профессор Антонио Фаллико, председатель совета директоров Банка «Интеза» и президент ассоциации «Познаем Евразию» — организации, которая уже на протяжении многих лет содействует развитию экономических отношений между европейскими компаниями — предприятиями стран ЕАЭС. Выступая на форуме, Антонио Фаллико, в частности, отметил:

— Необходимость диалога между ЕС и ЕАЭС обусловлена нынешним спадом в мировой экономике, на который продолжает влиять экономический кризис, разразившийся в 2007 году… ЕАЭС заинтересован в развитии сотрудничества с Евросоюзом. Хочу подчерк­нуть: Евразийский экономический союз — это не политический, а исключительно экономический альянс, который стремительно развивает связи с различными партнерами, за исключением Евросоюза.


В подтверждение он привел несколько примеров — заключенные соглашения о создании зон свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, Ираном, Сингапуром. И круг партнеров этого интеграционного объединения будет в дальнейшем расширяться.

Антонио Фаллико полагает, что отсутствие диалога между ЕС и ЕАЭС связано прежде всего с санкциями, введенными в отношении России. И данные санкции этот известный итальянский эксперт назвал необоснованными и незаконными:

— Главная причина их введения — не дать экономически взлететь России, однако эта операция не достигла поставленных целей.

Впрочем, есть и уже некоторые позитивные подвижки. Как рассказала член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, ЕАЭС и ЕС договорились начать консультации по вопросам таможенного администрирования, фармацевтики и цифровой повестки:

— Мы с огромным удовлетворением отмечаем начало технических консультаций с Европейской комиссией, которые договорились сформировать по конкретным, интересующим бизнес вопросам сотрудничества. Их не должно быть много, мы не страдаем гигантоманией: таможенное администрирование, техническое регулирование, единый рынок фармацевтики, цифровая повестка и прослеживаемость (товаров. — Прим. ред.).

Вероника Никишина также добавила: европейский бизнес все громче и громче заявляет о том, что он заинтересован не потерять свою долю на рынке ЕАЭС.

Большое внимание на форуме было уделено вызовам, с которыми сталкивается современная глобальная энергетика, а также теме зависимости бизнеса от настроений политиков. Живой интерес у аудитории вызвали выступления президента Фонда международного сотрудничества, экс‑премьер‑министра Италии Романо Проди и главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина.

Игорь Сечин отметил важность энергетики в вопросах устойчивого развития мира и озвучил прогнозы по дальнейшему развитию нефтяного рынка. Так, «Роснефть» считает, что спрос на нефть будет расти как минимум до 2040 года и увеличится к этому времени не менее чем на 10 процентов. При этом нефтяникам предстоит до 2030 года увеличить добычу в мире на 30 млн баррелей в сутки, чтобы покрыть рост спроса.

При этом главным драйвером роста потребления энергоресурсов, по его словам, станут страны Азиатско‑Тихоокеанского региона.

По мнению Романо Проди, мир сегодня находится в особой ситуации, когда политика тормозит экономику:

— Мы сейчас идем вспять, направляемся к фрагментации мировых рынков. И экономика страдает от этого, ведь мировая торговля всегда играла роль тягача развития. Это пока не застой, но экономика в затруднительных условиях.

Такое положение вещей, по мнению Романо Проди, особенно бьет по странам, которые основали свою экономику на экспорте:

— Фрагментация — путь в никуда. Но я надеюсь, что политика все‑таки будет вести экономику в сторону развития.

mich@sb.by

marta@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter