Диплом со знанием дела

Высшее образование после колледжа: условия, возможности, специальности

Высшее образование после колледжа: условия, возможности, специальности

Споры о пользе массового высшего образования, тем более заочного, в последние годы становятся все горячее. Особенно обостряются дискуссии с началом вступительной кампании, когда абитуриентам нужно сделать судьбоносный выбор: вуз или ссуз? И как ни странно, именно среднеспециальный вариант чаще оказывается более предпочтительным, когда речь заходит о практических навыках работника. Поэтому неудивительно, что сегодня университеты все больше ориентируются на кандидатов в студенты, в арсенале которых уже есть ссузовская корочка. В итоге колледжи становятся частью вуза, а их выпускники получают диплом о высшем образовании по ускоренной программе. Как это работает, выясняли корреспонденты «СБ».


Кому и куда?


Место: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.


Факт: В структуре университета 4 колледжа, после которых можно ускоренно получить диплом по более чем 30 специальностям.


Понятие «университет» сегодня заметно расширилось. Вот и в составе гродненского вуза оказались сразу четыре колледжа — гуманитарный и технологический, а также Волковысский и Лидский. Но связи со среднеспециальным образованием на этом не заканчиваются: выпускников всевозможных ссузов набирают на сокращенную форму всех специальностей, где возможна интеграция и есть родство. В основном речь о заочном. Срок обучения — от 3,5 до 5 лет. Исключение — «Народное творчество (хоровая музыка)», где сокращенная программа в три года рассчитана на дневное отделение.


Ситуация примерно следующая: по деньгам вузу, конечно, выгоднее, чтобы поступивший проучился полный срок, а вот по качеству студенты сокращенной формы совсем на другом уровне — это ребята, которые работают и все услышанное в аудитории преломляют через практические действия. Проректор по учебной работе Юрий Белых полностью поддерживает тезис, что качество заочного образования сегодня можно удержать только так: «Мы начали развивать такие формы одними из первых, опыт уже более 10 лет, и везде, где это было возможно, схема колледж — университет реализована эффективно. Может быть, это и есть ответ на ключевой вопрос высшего образования: как снабдить студента практическими навыками?»


Правда, у таких студентов есть свои сложности. Среди них — фундаментальные науки, скажем, математика, физика. Ведь в отличие от вчерашних школьников, сдавших при поступлении ЦТ, последние несколько лет они ориентировались преимущественно на практику. Но, замечают преподаватели, это дело поправимое: когда такому студенту рассказываешь о производной в контексте именно производства, а не просто математики, — все становится на свои места.


Место: Белорусский государственный технологический университет.


Факт: Филиалами вуза стали 5 колледжей, после которых можно по ускоренной программе получить высшее образование по семи специальностям, в новом учебном году прибавится еще четыре специальности.


Проректор по учебной работе Сергей Касперович объясняет подход: «Наши преподаватели вместе с преподавателями колледжей составляют учебные пособия, задействованы в аттестационной комиссии». Для выпускников профильных ссузов здесь предлагают только заочную сокращенную форму — 4 года. Почему? Дело в том, что в противном случае после колледжей специалисты должны или отрабатывать, или поступить на очный бюджет. В придачу такие кадры очень востребованы на рынке труда, и отвлекать их на очную форму, считают в БГТУ, нецелесообразно. Естественно, большинство, не раздумывая, выбирает заочный вариант. Кстати, на некоторые «сокращенные» специальности здесь охотно набирают выпускников и других колледжей, например, на технологию деревообрабатывающего производства — из 8 ссузов. В итоге обучение ускоряется опять–таки за счет спецдисциплин, которые теперь уже студенты вуза знают на практике. А вот над учебниками по высшей математике, физике, химии приходится покорпеть. И тут, увы, справляются не все.


Кстати, Сергей Касперович считает, что у выпускников колледжей, которые пришли за высшим образованием, заметно больше мотивации. Они знают подводные камни своей специальности. А опыт БГТУ сейчас готовятся применить на практике их коллеги из другого ведущего вуза страны — Белорусского национального технического университета.


Ориентировка на местности


Три специальности Белорусского государственного колледжа промышленности строительных материалов, получив которые, можно ускоренно окончить БГТУ, единственные в стране — технология силикатов и тугоплавких неметаллических материалов и изделий, машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов, автоматизация технологических процессов и производств. Мы отправились в колледж, являющийся, к слову, одним из филиалов университета, чтобы увидеть, как от практики плавно переходят к теории и наоборот...


Второкурсников застали буквально на пороге: спешили на практические занятия на завод «Керамин». Визиты на профильные предприятия здесь давно уже стали нормой, и именно в цехах ребята получают свои рабочие разряды. Для подстраховки, чтобы каждый раз не договариваться, миниатюрные модели мельниц, сушилок, дробилок, печей есть и в колледже. Словом, любимая претензия студентов вузов «мало практики» здесь явно не к месту. Естественно, прежде чем подступиться к реальному оборудованию, его устройство ребята осваивают в теории и на компьютерах. Все–таки сегодня образование вышло на другой уровень, и чтобы изучить производство, скажем, плитки, не обязательно слушать скучные лекции — можно посмотреть специальный фильм. В другом кабинете у ребят лабораторная работа — испытывают образцы из стали на растяжение. Среди осваивающих такие технологичные навыки немало и девушек. Интересуемся, почему вдруг строительные материалы? А, скажем, не дизайн или иностранные языки? Третьекурсница Дарья Ключенович свой выбор объясняет просто: «Понравилось название профессии — «Техник–технолог». Звучит! Буду заниматься проверкой качества продукции. Думаю, это интересно».


Директор колледжа Ричард Ревковский приводит статистику: 70 — 80 процентов выпускников дневного отделения хотят идти работать, причем 50 — 70 процентов параллельно продолжают заочно учиться в вузе. А вот на заочное в колледж, таких студентов здесь 40 процентов, поступают работники тех же подшефных предприятий: была, например, целая группа с ОАО «Красносельскстройматериалы». Неспроста же в колледже шутят: еще вопрос, кто на кого работает. Обычно речь о тех, кто в свое время окончил только школу, поработал на предприятии, а теперь для карьерного роста нужен диплом.


Прямая речь


Владимир Зданович, директор департамента контроля качества образования Министерства образования:


— В свое время я выступал против заочного обучения, при котором студент просто в течение года приносит контрольные. Что касается образования колледж — вуз, такой подход точно не повредит. Человек, который уже получил среднее специальное образование, частично теоретически и практически подготовлен. И когда он приходит в университет, знает, как многое из услышанного применить на практике. Его задача — подтянуть теоретические знания. Но вообще, многое зависит от самого студента: если он нацелен на получение знаний, а не просто на корочки, — все формы обучения хороши.


Советская Белоруссия №73 (24456). Пятница, 18 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
Заочное образование это такое образование при котором преподаватели составляют студентам задания и за определенную плату сами его делают.... Это - не мои слова, это сказал мне один из заочников. <br />
P.S.<br />
Пока не будет создана комиссия по по контролю за заочным образованием, это образование так и останется "за очным" (потому-что все за этого студента работают и учатся)<br />
С уважением.
Сафонов Анатолий
Я понимаю заочное образование, как получение второго высшего или, в крайнем случае, как продолжение обучения после третьего курса очного образования. С уважением.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?