Диплом с проекцией на кошелек

Сколько «стоит» молодой специалист в России?

Сколько «стоит» молодой специалист в России?


Мои московские друзья, чьи дети стали студентами или только собираются поступать, грустно шутят: нет ничего дороже, чем «бесплатное» образование. Поступить в престижный вуз на «бюджет» — это как в космос слетать. Даже на платную форму поступления такие конкурсы, что без подготовки с репетиторами и платных подготовительных курсов не обойтись.


Самые «дорогие» вузы Москвы (а соответственно России) — это традиционно МГИМО и МГУ. В прошлом году за обучение по специальностям «Связи с общественностью», «Менеджмент» и «Мировая экономика» в МГИМО надо было заплатить за год 262 тысячи российских рублей. Сумма весьма приличная: более 10 тысяч долларов за годовое обучение чада готова потратить далеко не каждая семья. В государственном образовательном учреждении «Высшая школа экономики» студентам, поступившим на «Менеджмент» или «Мировую экономику», надо было раскошелиться на 280 тысяч рублей; в МГУ за те же специальности, равно как и в Финансовой академии за «Международные экономические отношения», — на 220 тысяч рублей в год. Но — поступают, платят.


Между тем бюджетный сектор высшего образования России тает на глазах. Даже по официальным данным, он сократился до 40 процентов от общего количества студенческих мест. Власти пытаются хоть как–то сделать этот процесс менее болезненным. Главными «обезболивающими» стали целевая подготовка специалистов и целевой кредит.


Как пишет «Московский комсомолец», эксперимент Министерства образования и науки Российской Федерации по кредитованию студентов был запущен в феврале этого года. Государство выделило под него более полумиллиарда рублей. Кредиты будут выдавать под поручительство, причем не только на образование, но и на проживание во время учебы (так называемый сопутствующий кредит). Подводить итоги еще рано. Однако, несмотря на льготные условия (ставка не более 10 процентов и отсрочка уплаты до окончания учебы), результаты, по оценке экспертов, могут быть более чем скромными. Предыдущие попытки приохотить россиян к кредитованию успеха не имели.


Зато идея целевой подготовки специалистов для местных органов власти — педагогов, работников культуры, медиков, аграриев — имеет давнюю историю. Осуществляется она на основе трехстороннего соглашения между местными органами власти, вузом и студентом — будущим молодым специалистом. Муниципалитет направляет его учиться за счет бюджета по нужной себе специальности. Вуз получает деньги и учит. Студент получает высшее образование, которое затем отрабатывает на том самом месте, под которое его готовили. Срок отработки — как правило, он не превышает трех лет — определяют местные власти. В итоге они как минимум на три года гарантированно получают дефицитного специалиста, будь то сельский агроном или учитель. Вуз имеет стабильный заработок. Но больше всего выигрывает сам «целевик», которому гарантируется не только бесплатное высшее образование, но и серьезные льготы. В отличие от остальных абитуриентов, ему для поступления достаточно сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ — аналог белорусского тестирования) или вступительные экзамены на «тройки». Схема, казалось бы, крайне выгодная всем.


Правда, есть и другая сторона: молодые специалисты все чаще получают бесплатное целевое высшее образование, затем «кидают» своего контрагента, отказываясь от обязательных отработок. Например, в декабре 2007 года новосибирский суд рассмотрел дело выпускницы Новосибирского государственного аграрного университета, которая окончила вуз на условиях целевого набора, но отправиться для трехлетней отработки в сельскую местность категорически отказалась. Принудительно распределять в деревню молодую специалистку суд не стал. Вынес решение о возмещении девушкой 65 тысяч российских рублей, потраченных местной казной на ее образование.


В начале 2008 года аналогичные дела слушались и в судах других российских регионов. Сколько их всего — никто не знает. Надо полагать, не одна сотня: только в Новосибирске, по данным местной прессы, рассматривается порядка 80 подобных исков.


Основного же потока «отказников» можно ждать, когда вузы окончит первая волна «целевиков» (целевую подготовку специалистов ввели в законодательном порядке в 2003 году). Что характерно, в России уже сегодня не по специальности, полученной в вузе, работают более половины молодых специалистов.

 

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter